Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
17 год истории И М Я По дороге в Царёвку Свой рассказ о замечательном компо- зиторе Иван Александрович может на- чать с любой страницы его биографии. Но истоком повествования всегда бу- дет первый приезд из МосквыВасилен- ко в Царёвку. –В 1882 году маленький Серёжа с мате- рью едет в только что купленное име- ние. Их путь лежит среди полей, види- мо, в вечерней поре. Слышно, как ква- кают лягушки. Имальчика волнуют эти звуки вечерние, это монотонное квака- нье. Оно когда-нибудь ему пригодится, всё не случайно запоминается. Позже он вместе со своими деревенски- ми товарищами, которые появились, разумеется, любил кататься на лоша- дях. Основной маршрут – вокруг Ца- рёвки, когда луна. Эти лягушки, ката- ния, шумы дубрав – всё созидало в нём композитора. Когда в Москве он начал учиться музы- ке, то захотел почти одновременно осваивать не только пианино, но и кларнет, и английский рожок. Родите- ли покупали эти, отнюдь не дешёвые инструменты, и для каждого приглаша- ли учителя. Особенно хлопотала мать, словно чувствуя большое будущее сына. И, конечно, она поддержала его решение учиться в консерватории. Но отец сказал, что искусством жив не бу- дешь, надо зарабатывать деньги. И на- стоял, чтобы Сергей поступил на юри- дический факультет Московского уни- верситета. Здесь с ним происходит странность. Его интересует судебная медицина, самый неласковый предмет в юриспруденции… Два юриста Почему в своём рассказе о композиторе Иван Александрович обратил внима- ние на такую немузыкальную подроб- ность? Это выяснилось в конце нашего разговора. Дело в том, что Христенко учился на томже юрфаке, только гораз- до позже. И у него тоже была «стран- ность», за которую он чуть не попла- тился дипломом. Тему для итоговой ра- боты выбрал вроде бы безобидную – «Принцип материальной заинтересо- ванности колхозов и колхозников». Но на защите вдруг рубанул: у колхозов, мол, есть такая заинтересованность, их государство обеспечит, чтобы сохра- нить. А у колхозников заинтересован- ности и быть не может при существую- щей системе трудодней. Налицо две разные юридические базы. От такой наглости чуть не поперхнулся знамени- тый профессор Казанцев. Он-то в этих делах был дока: занимал должность за- местителя начальника правового отде- ла Совета по делам колхозов при Пра- вительстве СССР, являлся членом пра- вительственной комиссии по разделу основных начал землепользования. Но Николай Дмитриевич и помог отстоять не в меру активного дипломника. Не зря Иван так наседал на него, уговари- вая быть руководителем своей научной работы. И добился своего на удивление сокурсников, которые к грозному пре- подавателю и подойти боялись. Уроки Ключевского Иван Христенко в истории с Казанце- вым напоминает, кстати, стиль поведе- ния Сергея Василенко. Он тоже когда- то преодолел естественную робость и «пробился» к недосягаемой величине – русскому историку Василию Осипови- чу Ключевскому. Вот как он пишет об этом в своих воспоминаниях: «Для окончания консерватории, уже в 1901 году, я начал писать кантату «Сказание о Великом граде Китеже и тихом озере Святояре». Задавшись целью кроме музыкальных материалов достать и литературно-исторические, я посещал писателей и художников. К профессору Ключевскому у меня никаких рекомен- даций не было, но я набрался смелости и отправился к нему. Он жил на Жит- ной улице, в небольшом деревянном доме. Встретил меня приветливо. «Ка- Иван Христенко у скульптурной композиции «Царёвка» Уникальный портрет «под олифой» Композиторская композиция
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz