Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)

14 год истории Н А С Л Е Д И Е Колыбель русского флота под Лебедянью Лет триста тому назад Дон в окрестностях Лебедяни был полноводным. По его широкой речной глади скользили маломерные парусно- гребные суда. Сейчас времена не те: даже обычная плоскодонка едва ли проберётся по руслу реки, с трудом преодолевая многочисленные перекаты, отмели, островки, густо поросшие лозняком. А сам факт строительства кораблей на верфях под Лебедянью нынче можно расценить как фантастическую легенду. Однако что было, то было «однодеревый струг» В исторических документах со- хранились неопровержимые свидетельства того, что рус- ский флот зародился именно в нашем крае, ещё задолго до восшествия на престол Петра I. Создание русского военного флота по праву считается одним из главных со- бытий в истории России. Но мало кто из современников догадывается, что именно Дон с его притоками, то есть верхним Подоньем, стал местом строи- тельства первых русских военных и торговых судов. Судоходное дело здесь стало процветать с увеличением и рас- пространением казацкого сословия. А современные, технически совершен- ные по тем временам верфи находи- лись под Лебедянью, в районе Романо- ва городища, что в нескольких верстах выше по течениюот города, а также под селом Доброе. Здесь нашлось примене- ние мастеровым рукам служилых лю- дей: казаков, стрельцов и, конечно же, обычных мужиков из Данкова, Ельца, Лебедяни, Доброго, Усмани и других окрестных поселений. В исторических актах минувших лет есть упоминание о двух типах судов, которые благословлялись на малое и большое плавание: «струге» и «доща- нике». Иногда под первыми имелось в виду судно любого типа, но порой под- разумевалось и совершенно опреде- лённое – «однодеревый струг». (Дере- во составляло лишь основу корабля. – Прим авт. ) «Дощаник», в отличие от «струга», был судном с иным строени- ем. Его основа – десяток досок, скре- плённых между собой поперечными брусьями. На Верхнем Дону струги строились различных размеров. Их длина колебалась от 10 до 20 метров, а ширина достигала 3 метров. Каждое судно имело кормовое (рулевое) весло и несколько, от 6 до 20, загребных вё- сел. Струги, ведущие своё название от слова «строгать», были сравнительно легки, быстроходны, изворотливы, у них была мачта с небольшим прямым парусом, который ставился при попут- ном ветре. На стругах перевозили лю- дей и грузы. Строительство судов в нашей местно- сти ведёт начало с 1613 года, как раз со времени первого упоминания о городе Лебедяни в сохранившихся летописях. Судостроением здесь занимались

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz