Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
46 гид П У Т Е Ш Е С Т В И Е № 25 (199), 18 – 24 июня 2012 г. София – Премудрость Божия Наша гостиница располагалась за го- родским валом. Кто там жил в былые времена, не знаю, ясно одно: люди это были праведные, поскольку поставили на окраине церкви и монастыри, сохра- нившиеся до наших дней. Великая Со- фия отсюда далеко. И когда мы ранним утром вышли на берег Волхова, я спро- сила себя: ты её узнаешь? –мой ответ не был мгновенным. Это сердце новгород- ца узнаёт Софию сразу, а я оглядывала окрестности долго, пока не поняла, не почувствовала – Она! Всего один золо- той купол! Пять остальных – обычные. Строгий храм, почти никакого декора, только мощные белые стены. И весь в небо устремлён. Строительство Софийского собора на- чалось в 1040-е годы во времена новго- родского княжения сына Ярослава Му- дрого, Владимира. За Софию новгород- цы умирали, под её стенами собирались на вече и решали все спорные вопросы. Здесь, в храме, и был возведён вечевой колокол, главный символ новгородской демократии. О судьбе этого колокола в Новгороде сложеномножество легенд, одна другой краше. Но доподлинно известно одно, что отнял его у новгородцев царь Иван III. «Вечю колоколу… не быти, посадни- ку не быти, а государство все нам дер- жати», – таковыбыли слова московско- го «гостя», пришедшего покорить и обобрать город – новгородская казна- то была сказочно богатой. Ну а колокол пострадал не меньше, чем люди. Отпра- вили его «в пленмосковский на позори- ще». Но по дороге, где-то в районе ны- нешнего Валдая, скатился он с крутой горы и разбился на множество коло- кольчиков, которые теперь называют валдайскими. Эту легенду рассказыва- ют все новгородцы. А вот Карамзин в «Истории государства Российского» её, конечно, опровергает и пишет, что ве- чевой колокол всё-таки довезли до Мо- сквыи повесили его на звонницу Успен- ского собора. Видно, москвичам так удобнее думать. К колоколам в городе и сейчас отноше- ние особое, трепетное. У Софийской звонницы (кстати, чтобы подняться на неё и обозреть окрестности, нужно за- платить 50 рублей) дежурил полицей- ский Андрей Ефремов. Он-то и расска- зал нам о колоколах, которые уже давно «не разговаривают», а работают памят- никами и охраняются государством. – Самый большой колокол называется Праздничный. Весит он 26 тонн. Отлил его мастер Ермолай Васильев в XVII веке, – рассказал Андрей Ефремов. – Колокола со звонницы во время Вели- кой Отечественной войны новгородцы спрятали в песке на берегу Волхова. А когда немцы ушли из города, их оттуда вытаскивали танками. В Новгороде, чего ни коснись, всё исто- рия или легенда какая-то удивитель- ная. На главном кресте Софийского со- бора чуть заметна фигурка голубя. Го- ворят, что он охраняет город от бед и напастей. А попал он сюда так. Когда Иван Грозный устроил расправу над новгородцами, над городом, говорят, летал голубь. От увиденного ужаса опу- стился он на главный крест Софии и за- мер от горя. С тех пор в народе говорят: когда голубь слетит с креста, Новгороду придёт конец. Хотите верьте, хотите нет, но в годы Великой Отечественной войны, во время бомбежки, крест с го- лубем упал с Софии. И Новгород был разорён фашистами. А крест как воен- ный трофей вывезли из страны, и толь- ко в 2000 году его нашли в Мадриде. Царская казнь Новгород во все времена был лакомым куском для захватчиков. Глядя на его несметные богатства, облизывались и свои, и чужие. В своё время разорил и разграбил город Иван Грозный. Он устроил здесь страшную бойню, о кото- рой новгородцы всегда помнили и пом- нят. Кстати, на знаменитом памятнике Тысячелетию Руси (он был открыт в 1862 году) нет фигуры царя Грозного. Вот такой вираж истории. Экскурсовод, сопровождавшая нас в го- родских походах и в поездках по мона- стырям, сказала, что, по неофициаль- ным данным, во время погромов царя Грозного погибло 40 тысяч новгород- цев. Страшная цифра. У историков она, правда, вызывает сомнения, потому что население Новгорода в ту пору было 25 тысяч. Но всё может быть, ведь новго- родская земля занимала огромную тер- риторию, и под секиру царя, вероятно, попали не только горожане. Людей каз- нили везде и всюду, в каждом селе, в каждой крепости. Царь обрушил свой гнев и на вельмож, и на простолюдинов, и на воинов, и на священников. Никого не жалел, даже детей. И никто, кстати, не знает истинных причин лютой цар- ской ненависти. Скорее всего, новго-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz