Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
41 культура М У З Е Й № 25 (199), 18 – 24 июня 2012 г. московка с шестью «детишками» на ру- ках – семейный оберег. В музейной коллекции есть и хороводницы. Они прикреплены к палочке. Покрутишь её двумя ладонями – и весело, и полезно! Благодаря такому «массажу» у ребёнка развивается мелкая моторика рук. Или кукла травница. Летом игрушка наби- валась лекарственными травками, зи- мой вдыхали её приятный аромат. Сло- вом, у каждой народной игрушки – своя душа. Но, к сожалению, современ- ные дети об этомне знают, предпочитая проводить время за бездушным ком- пьютером. Куклы сопровождали человека по жиз- ни начиная с младенчества, когда ре- бёнку давали играть кормилкой. Она делалась из старых вещей матери, при- чём без ножниц и иглы. Это нужно было для того, чтобы жизнь малыша была «не резаная и не колотая». Ещё до его рождения, чтобы согреть колыбель, в неё клали эту куклу. А после появле- ния на свет игрушка висела над люль- кой и охраняла малыша от болезней. Вслед за кормилкой в жизни ребёнка появлялась утешница. В руках и на юбке у неё разные лакомства – конфет- ки, орешки, кусочки сахара. Эту игруш- ку доставали, если малыш долго пла- кал. Девушке, выходящей замуж, мать дела- ла безручку. Её голова наполнялась углями из домашнего очага. Она была символом того, что невеста уносит на новое место кусочек своего дома. Для молодой жены эта кукла была как под- ружка, с которой можно было поде- литься проблемами. Кукла помогала строить доверительные и счастливые отношения с мужем. На бракосочетание дарилась и пара ку- кол-неразлучников, которая подвеши- валась под дугой упряжки свадебной тройки. На первый взгляд неразлучни- ки представляют собой молодую, взяв- шуюся за руку пару. Но если пригля- деться, то видно, что рука у них одна и сделана из цельной тряпочки или пла- точка, что считалось символом едине- ния жениха и невесты. У самой Ольги Коротких дорога в мир народной игрушки была, можно ска- зать, сказочной. Несколько лет назад она познакомилась в Москве с туриста- ми из Швейцарии и неожиданно для себя получила приглашение в Европу. Как учёный, Ольга Валерьевна оцени- ла, насколько трогательно в европей- ских странах относятся к националь- ным куклам. Вернувшись домой, она посвятила себя увлекательному заня- тию – стала изготавливать русские игрушки. В добром начинании помогли советом и делом энтузиасты из разных уголков России. Сегодня у Ольги Валерьевны немало единомышленников по всей стране, в том числе и в Ельце. К народному твор- честву она привлекла и свою семью. Семилетняя дочка Варвара может с за- крытыми глазами отличить обрядовую куклу от обережной или игровой. Стар- шая – Дарья – помогает осваивать со- временные технологии, без которых в деле популяризации русского народно- го творчества далеко не уедешь. Появление нового музея в древнем Ельце важно, прежде всего, с точки зре- ния развития туризма. Символично, что именно ЕГУ в очередной раз высту- пил инициатором перспективного про- екта. Дело в том, что только за послед- нее время здесь появились ещё музей спорта и археологии. И, надо полагать, это только начало мощного музейного движения в университете. . Дмитрий БРОВКИН, фото из архива Ольги КОРОТКИХ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz