Итоги недели. 2012 г. (г. Липецк)
культура П У Т Е В Ы Е З А М Е Т К И 47 № 23 (197), 4–10 июня 2012 г. вытряхнули, вывернули наизнанку, хотя я и сопротивлялся. Особенно ста- рались непререкаемые герои вечера Максим Дмитроченков, снова блиста- тельно доказавший своё право на глав- ные роли, и Елена Гаврилица, пласти- чески заключившая испуганных архан- гелогородцев в свои смертельные объ- ятия. В Архангельске, как пояснил мне мой друг – журналист и музыкант Лёша Шептунов, особенно не принято при- ветствовать артистов по окончании спектакля стоя. Похоже, он сам первый вскочил со своего места. До чего же приятно было слышать из уст моего, в общем-то, неплохо разбирающегося в тонких материях, товарища крики: «Браво, Липецк!», – словно они были адресованы и мне тоже. Зал поддержал нашу труппу, уважительно поднявшись и аплодируя. Что тут добавить? В за- вершение произошёл обмен привет- ственными речами и памятными по- дарками между главрежем архангель- ского театра Петром Орловым и наши- ми Людмилой Должиковой и Сергеем Бобровским, в результате чего послед- ний обзавёлся внушительных размеров козулей, которую мужественно тащил до самого Липецка. А потом, после того как зал опустел, прямо подле сцены началось обсужде- ние спектакля жюри в присутствии ар- тистов и режиссёра. На удивление, кри- тики было высказано порядочно. В ос- новном она касалась вплетённых в кон- текст конца XIX века элементов современности, коими Бобровский ще- дро снабдил постановку. Дескать, мы это всё видели, и нечего мешать всё в одну кучу и усложнять. Ну, я не критик, поддерживать ни одну из сторон не со- бираюсь. От себя скажу, что эмоцио- нально всё состоялось, «щёлкнуло», и это самое важное. Величественный Лев Знаменитый актёр Лев Дуров, хотя и был строг к нашему театру, ко мне лич- но оказался благосклонен. Собственно, по ходу нашей беседы заслуженный ве- теран сцены значительно смягчился и, как мне кажется, великолепно подвёл знаменатель под всем произошедшим и увиденным. – Всё меняется, меняется время, меня- ются ценности, – подобно мудрой сове, философски начал Лев Константино- вич, – на первое место выходит слово «деньги». Это очень плохо. Понятно, что без них люди не могут, но если это сло- во произносится слиш- ком часто – рушатся се- мьи, рушится театр и рушится держава. Всё ведь связано. Улетели такие слова, как честь, патриотизм, предан- ность, совесть. Их даже и произносить как-то неловко. Какой-то мо- мент был нами упущен. Я всегда ненавидел со- ветскую власть, не лю- бил Сталина, я говорил об этом всегда в откры- тую. Некоторые изум- лялись: как я до сих пор жив?! Но, тем не менее, та идеология была очень сильна. А сейчас идеологии вообще никакой нет. Есть идеология под названием «рубль». А это не явля- ется идеологией. Вместо неё – напря- жённость и растерянность. Тоже на идеологию не тянет, так ведь? Идея, идея должна обнаружиться, должна ви- сеть в воздухе. Она должна двигать нас по жизни. Я и сам себе повторяю: у меня две страны – большая и малень- кая. Маленькая – семья, дом, театр, ра- бота, роли. Делай эти дела честно, и тогда ты будешь приносить пользу большой стране. – Получается, вы сейчас вшироком смыс- ле говорите о нормальной христианской позиции, христианской доктрине – начни с себя. – Конечно! Тот, кто говорит «я люблю всё человечество», не любит никого. Мы же выборочно дружим по жизни, выборочно помогаем. Помочь всем вряд ли в наших силах. Когда ты зна- ешь, что тыпомогаешь замечательным, достойным людям, которые думают так же, как и ты сам, тогда и складывается общество. – Спектакли, которые вы видели в про- должении фестиваля, поддерживают по- добную духовную платформу? – Вне всякого сомнения, да. Благодаря этой поездке я убеждаюсь, что провин- ция – понятие лишь географическое, что театр существует и масса замеча- тельных актёров живёт именно на так называемой периферии. Спектакли – замечательные. Они убеждают меня в том, что театр жив, он развивается. И театр, что немаловажно, всё равно про- должает оставаться культурным цен- тром города. Люди зачем идут в него? За непосредственным общением. Теле- визор – это где-то там. Кино – это цел- лулоид и экран. А здесь – мы рядом. И у актёра поэтому ответственности в два раза больше. В кино я сыграл и был та- ков. На сцене могут и помидорами за- кидать. Хотя помидоров пожалеют – засвищут. Или наоборот – будут руко- плескать. Приятно, что на фестивале аплодируют, и – искренне. О главном Возвращаясь в Липецк – а нам предсто- яло ехать целые сутки, – все «выдохну- ли». В каждом купе, в тамбуре, в кори- дорах обсуждали. Горячо спорили, до- казывали, отстаивали, хвалили и руга- ли. Мне кажется, вот здесь и кроется простой смысл таких поездок: ты про- веряешь себя, проверяешь других – на прочность, устойчивость, квалифика- цию, тонкость, сообразительность, ре- акцию, отзывчивость. И многие другие душевные качества, не столь яркими проявлениями коих наполнена наша повседневная жизнь. Встряска, живая эмоция – сидя дома перед телевизором, вряд ли получится. А рядом, вблизи – получается, как сказал Дуров. Поэтому и надо мчаться за тридевять земель в едином порыве, надо ругаться и прими- ряться, надо стоять на своём и любить того, кто рядом. Работа в театре и в еже- недельном журнале иногда подкидыва- ет такие счастливые шансы, и ими надо дорожить. Но это уже не про Архан- гельск… . Роман ХОМУТСКИЙ, Елена и Владимир БОРИСОВЫ (фото)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz