Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

40 культура Т Е А Т Р ке, где он проводил свои знаменитые тренинги. Дело в том, что он – уникаль- ный в своём роде специалист по техни- ке биомеханики, разработанной ещё реформатором театрального искусства Всеволодом Эмильевичем Мейерхоль- дом. Особенность этой системы заклю- чается в оригинальной пластике, за счёт которой достигается невероятная выразительность и экспрессивность. Каждый элемент пребывает в движе- нии, никакой статики! В первую нашу встречу Искандэр посмотрел «Калеку с острова Инишмаан» – свежий и до- вольно успешный трагифарс. За- интересовался и по возвращении в Санкт-Петербург немедленно вы- слал на адрес театра своё резюме, на поверку оказавшееся крайне привлекательным. Начались пере- говоры, предлагались названия разных пьес. Учитывая специфику и ориентированность «Бенефиса» на классику, выбор остановили на «Тартюфе». Для Ельца спектакль по Мольеру как нельзя кстати, а уж тем паче он полезен школьникам и студен- там, изучающим произведение. Что я могу сказать? За полтора месяца Сакаев поднял театр на дыбы. Работоспособ- ный, одарённый, он заразил своим ки- пучим темпераментом буквально всех вокруг. Результат, которого он добился, мне очень импонирует как режиссёру. Наталья Кирьянова – исполнитель- ница роли горничной Дорины – утверждает, что пластографы, тради- ционно занимающиеся постановкой движения на сцене, – это очень далеко от биомеханики, предложенной Сакае- вым в качестве основы для «Тартюфа». – С биомеханикой на чисто теоретиче- ском уровне мне приходилось сталки- ваться ещё в театральном училище. Од- нако я не могла и предположить, на- сколько сложно работать по мейер- хольдовской системе на практике. Требуется недюжинная физическая подготовка. И зритель не должен дога- даться, что на самом деле тебе тяжело во время исполнения какого-нибудь витиеватого па. Нет ничего невозмож- ного, главное – войти во вкус, почув- ствовать азарт. Но очень непросто пе- рестроить себя, фактически стать само- му себе антиподом. В нашем понима- нии первично событие, а потом его оценка. Биомеханика же диктует об- ратное. Мысль подхватывает заслуженный артист России Владимир Громови- ков – исполнитель роли Оргона. – Полагаю, что впервые Ельцу был предъявлен по-настоящему западный способ понимания драматургии. Рус- ская школа построена на переживани- ях; от содержания – к форме. В случае же с «Тартюфом», как заметила Ната- лья, всё наоборот. Такой алгоритм вряд ли подходит для нашего театра. Тем не менее эксперимент удался, свои силы мы попробовали и, смею предполо- жить, преуспели. Хотя решать всё рав- но зрителю. Сложно сказать, что за чувства просыпаются у присутствую- щих в зале в течение просмотра. Ведь постановка очень точна, выдержана, выверена по форме, а вот каков тут гра- дус по шкале эмоциональной напря- жённости – судить не берусь. В любом случае, творческому кредо елецкого драматического спектакль не противо- речит: будучи приверженцами класси- ки, мы оставляем за собой право на со- временное её прочтение. Вспомнить тот же «Лес», с которого начинался «Бенефис». Мы играли пьесу в фойе. И форму вряд ли можно было бы назвать архаичной. Тогда она явно соответ- ствовала духу времени. – А я сорок лет тому назад точно так же бегал и прыгал по сцене, – вступает в бе- Наталья КИРЬЯНОВА: Я не могла и предположить, насколько сложно работать по мейерхольдовской системе на практике. Требуется недюжинная физическая подготовка. И зритель не должен догадаться, что на самом деле тебе тяжело во время исполнения какого-нибудь витиеватого па Алексей ПРАСЛОВ: Что такого уж скандального и нового в «Тартюфе»? Считаю, что в данном случае мы просто имеем дело с режиссёрским ходом. Удачен он или нет? Каждый должен сделать выводы сам. Я тоже скакал в кальсонах, весь в мыле с глубочайшим смыслом Вячеслав ЛЫМАРЕВ: Особенность системы Мейерхольда заключается в оригинальной пластике, за счёт которой достигается невероятная выразительность и экспрессивность. Каждый элемент пребывает в движении, никакой статики! № 21 (143), 16 – 22 мая 2011 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz