Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
43 культура Ж И В О П И С Ь № 2 (124), 17 – 23 января 2011 г. по западноевропейскому. Структура курсов задумывалась таким образом, чтобы можно было интегрировать их в учебныйпроцесс нафакультетах вузов– будь то истфак или худграф. Первой ла- сточкой, своеобразной пробой пера в данном направлении стал цикл из трёх лекций по иконописи, «обкатанный» в ЛГТУ. Дело в том, что прошлый год – юбилейный для трёх прославленных мастеров – Феофана Грека, Дионисия и Андрея Рублёва. Поэтому избранная тема была как нельзя более уместна в контексте – и культурном, и образова- тельном. Лекции возымели успех среди студентов и преподавателей: каждый раз в поточной аудитории собиралось до ста человек. Галерея недавно закупи- ла всё необходимое проекционное обо- рудование, и теперь занятияможнопро- водить непосредственно в её стенах. Очевидно: предпочтительнее читать лекции, что называется, прямо на месте. И желающие уже есть: на 2011 год за- ключены договоры и с учебными заве- дениями, и со смежными учреждения- ми. Как и прежде, будут проводиться ра- зовые мероприятия, основанные на ма- териале той или иной выставки. Наука В галерее, помимо научно-просвети- тельской, бурными темпами развива- ется и научно-исследовательская ак- тивность. Выразилось это в весьма ин- тересном событии, о котором мы также хотели бы рассказать. Имя Анны Семёновны Голубкиной в мире искусства стоит в одном ряду с са- мыми известными деятелями прошло- го столетия. Руками этой достойной ученицы и последовательницы Родена сделано немало произведений, ставших классикой станковой скульптуры. Что интересно, её авторству принадлежит первый в России скульптурный портрет Карла Маркса. Маленький шедевр, об- наружившийся в закромах Дома Масте- ра, – статуэтка Голубкиной начала ХХ века. В научный оборот, как выясни- лось, это произведение включено не было. Специалисты картинной галереи провели надлежащие изыскания, ре- зультатом которых стало адресованное в Третьяковку письмо с предложением встретиться и обсудить находку. Со- труднице галереи Полине Матвиец уда- лось сделать практически невозмож- ное: она разыскала потомков девочки, позировавшей для скульптуры. Искус- ство начало обретать человеческое лицо. Выяснилось, что у юной модели было итальянское прозвище – Санчет- та, что означает «лесная нимфа». Осе- нью в доме-музее Анны Голубкиной при Третьяковской галерее (а подоб- ных персональных филиалов имеется всего около пяти) был собран «круглый стол». Исследователи творчества ху- дожницы пришли в восторг от находки липчан. Вполне возможно, что на уров- не восторгов дело не встанет: рассма- тривается вероятность проведения в нашем городе выставки Голубкиной. Сотрудничество В прошедшем году картинная галерея провела значительное количество вы- ездных выставок. Многие районы уви- дели материалы областных пленэров. Этот проект носил и краеведческую окраску. Также проводилась работа по установлению и укреплению связей с музеями других городов. Например, в тесном контакте происходит сотрудни- чество с Воронежским областным ху- дожественным музеем имени Крамско- го, свидетельство чему – только что от- крывшаяся выставка Василия Ивано- вича Шевченко, где представлено во- семьдесят работ из фондов музея. Вес- ной планируется осуществить совмест- ный проект с Государственным мемо- риальным и природным музеем- заповедником«Спасское-Лутовиново». Там, в Орловской области, находится имение Ивана Тургенева. В нашей кар- тинной галерее будет представлена се- рия гравюр – впечатления писателя о Европе. В свою очередь работы с лебе- дянского и елецкого пленэров отпра- вятся в родовое гнездо классика. Выбор сделан неспроста: входящие в состав Липецкой области, раньше эти земли относились к Орловской губернии, и Иван Сергеевич охотился в тамошних угодьях. Выставка так и будет назы- ваться – «По местам охотничьих при- ключений Тургенева». «Итоги недели», кстати говоря, косвенно поспособство- вали внезапно случившейся дружбе с музеем города Плёс, что в Ивановской области. Оказавшись на отдыхе в этом живописном местечке на Волге и имея при себе экземпляр журнала со статьёй об экспозиции «Поэзия воды», её автор ПавелМатвиец отправился прямиком в местный (единственный в своём роде!) музей пейзажей. Известен он, прежде всего, в связи с личностью Левитана – главного пейзажиста России. «Поэзия воды» просто-таки предназначена для Плёса – таково было единое мнение со- трудников музея, расположенного пря- мо на берегу величайшей русской реки. Взамен, само собой, было обещано прислать в Липецк подборку из соб- ственных запасников. . Роман ХОМУТСКИЙ, Павел ОСТРЯКОВ (фото) Открытие художественной композиции «Василий Шевченко. Апокрифы» Василий Шевченко. «Жених» Василий Шевченко. «Утро моего детства»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz