Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
31 общество И М Я № 20 (142), 9 – 15 мая 2011 г. не кажется, что культура хорового пения, пережив небывалый расцвет в до- и по- слереволюционные времена, стала мед- ленно угасать? Попса, шире – масскульт просто не оставляют ей места ни на сцене, ни… – Если вы о телевидении, то да, соглас- на. Там бал правит музыкальный шир- потреб. Но таковы законы бизнеса. А вот что касается сцены… Со сцены хо- ровое пение никогда не уйдёт, как не уйдёт из жизни. Это наши истоки. Иногда мне кажется, что всю культуру русскую можно по хоровому искусству проследить. Потому что его начало в древних заклинаниях, хороводах сла- вянских. Да и позже русских на протя- жении всей их истории сопровождала песня. Она отражала и жизнь, и быт, и войны, и, как бы сказали сегодня, мен- талитет и цивилизационные преобра- зования. Вспомните, у нас были песни крестьянские, земледельческие, были песни городские. Они развивались, видоизменялись, превращались во что-то ещё. В тот же городской романс. Отец любил музыку во всех её прояв- лениях, но настоящей его страстью было хоровое пение, и он был счаст- лив заниматься им. Он вообще был счастливым человеком, потому что де- лал то, что любил, что хотел делать, и то, что умел делать. Вот почему хор ме- таллургов стал не просто местом его работы, а смыслом жизни, даже самой жизнью. – Насколько знаю, в молодости судьба Андрея Петровича не баловала и не по- зволяла даже мечтать о концертной дея- тельности. Тем не менее он сумел сохра- нить верность музыке и, самое главное, реализовать себя как музыкант. Что по- могло ему? – В основе всего, наверно, семья, её традиции, устои. А у отца была очень большая, очень дружная, очень работя- щая и очень музыкальная семья. И бра- тья, и сёстры хорошо пели, многие играли на музыкальных инструментах. В доме были и гитары, и балалайки, и даже какие-то дудочки. Не помню их названий. Раньше, когда семья жила в Ставропольском крае (это было ещё до ссылки в Магнитогорск), все домашние собирались вечерами и устраивали му- зыкальные посиделки. И пели, и игра- ли. Правда, профессионально отец петь так и не стал. Но любовь к музыке и му- зыкальный талант остались с ним на- всегда. У него был великолепный слух, и он мог подсказать, как петь. А поэто- му, не став профессиональным певцом, отец стал профессиональным художе- ственным руководителем, аранжиров- щиком, импресарио, концертмейсте- ром, да просто великолепным органи- затором. Его всегда окружали талант- ливые люди, и многие из них обязаны ему любовью к русскому хоровому пе- нию. С его помощью они сумели от- крыть для себя это замечательное ис- кусство. А многие открыли себя. – Я читал, что семья вашего отца перееха- ла на Урал, но не знал, что она была со- слана. За что, если не секрет? – А за что тогда ссылали? Я же говори- ла, что семья была очень работящей, а значит, не очень бедной. Во времена коллективизации это считалось страш- ным грехом. К тому же имущество рас- кулаченных семей требовалось колхо- зам, а стройкам социализма нужны были хорошие работники. ИМистюко- вы такими были. Наверное, это зачлось и отцу, и происхождение не помешало ему поступить в Свердловский педаго- гический институт. Правда, вуз он так и не закончил: в том же 1938 году был арестован за чтение стихов Есенина. Тогда за это сажали. Ну а поскольку отцу инкриминировали не только чте- ние стихов, но и создание есенинского кружка, ему дали три полновесных года. Ион отсидел их от звонка до звон- ка. – Вам отец что-нибудь рассказывал о том времени? – Он не любил вспоминать о нём. Знаю, что в годы войны работал в Магнито- горске. В армии не служил. Может быть, потому, что на Урале по броне многие не служили. Мужчины требова- лись военным заводам. А возможно, свою роль сыграла политическая ста- тья. Хотя после войны она не помешала отцу поступить в Киевскую консерва- торию. – Кажется, Есенин к тому времени, как и церковь, перестал быть врагом трудово- го народа. – И контрреволюционным поэтом, ви- димо, тоже. Во всяком случае, Есенин продолжал оставаться любимым поэ- том отца, но это уже никак не сказалось на учёбе, и в 1952 году он закончил дирижёрско-хоровое отделение кон- серватории и приехал на работу в Воро- нежский русский народный хор. Там папа стал главным хормейстером. По- знакомился с моей мамой – она была солисткой хора. И там появилась на свет я. Апотом был Липецк. В город ме- таллургов мы перебрались в конце пя- тидесятых, и эти времена я уже помню. – А что заставило вашего отца поменять место работы? – Насколько знаю, перспективы, воз- можность начать своё дело с нуля, ну и, конечно, настойчивые уговоры руко- водителей нового региона. Прошло Один из первых составов хора новолипецких металлургов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz