Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

главная тема 16 Д Е Н Ь М У З Е Е В нумент будет глазеть от Вязовицкого поворота на шоссе с мчащимися на Дол- горуково машинами руководителей кол- хозов, учреждений на митинг… ГКЧП! Мы, методически подчинявшиеся Му- зею революции СССР, становимся без- ликой краеведческой штамповкой. Рево- люционные крылья обрублены… Что де- лать, Козьма-а-а-а…». Но невозможно обрубить крылья пти- це, которая всё время в полёте. Для на- чала её нужно поймать. А Христенко – крепкий орешек. Начисто лишённый чинопочитания, не стараясь никому угодить, он настойчиво гнёт свою ли- нию, отстаивает свою правду, своё ви- дение мира, свою музейную филосо- фию. – Здесь очень сложные подходы, очень сложные, – размышляет Иван Алек- сандрович. – Но мы обязаны в них вхо- дить. Потому что мы – колыбель лите- ратурного героя с гениальным постула- том – зри в корень. Мы ответственны передКозьмойПрутковым. Имыдолж- ны распутать все эти ниточки. Просто обязаны, потому что мы – Рюрикови- чи. Посмотрите, их глаза отовсюду на нас глядят. Отовсюду – это из одиннадцати плотно заставленных и завешенных залов му- зея. Его главная идея внутренне и внеш- не ощутима. Связь философии Козьмы Пруткова с современностью, вопреки кажущейся несовместимости коммуни- стической идеологии с высказывания- ми виртуального острослова. В этом сказочном доме каждый найдёт пищу для размышлений. Малышам история страны и края предстанет по- нятной и занимательной. Ребята по- старше найдут ответы на свои трудные вопросы. Случайные гости поразятся тому, как же богата историей, таланта- ми, подвигами, знаниями долгоруков- ская, русская земля. Нет, не зря Ивану Александровичу Христенко присвоено звание «Заслу- женный работник культуры Россий- ской Федерации». А посетители назы- вают его человеком, каждый день со- вершающим подвиг, хранителем, уни- кальной личностью, Дон Кихотом. Сам ИванАлександрович относится к этому легко: – Дон Кихот? Это всё риторика. Срав- нение нелепое, ненужное. Но оно не- обидное. А я бы сравнила Христенко с волшеб- ником из фильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо». Созданные им музейные экспонаты живут своей жиз- нью, ведут между собой и с хранителем диалоги, спорят и многое могут расска- зать внимательному, неравнодушному человеку. Мы были ограничены в не- спешных размышлениях, поэтому с ин- тересом слушали пояснения хранителя. Эскизы к истине – Вот Быханов, у него волосы дыбом встали. Потому что погибло созданное им дело – промышленное садоводство. Уничтожен совхоз имени Тимирязева, который всю страну снабжал когда-то фруктами и ягодами. – А у этого странного «сооружения» из осколков своя история. Вверху – бюст Ленина, полуразрушенный, внизу – Ти- мирязева, полуразбитый. Некрасиво? Но это правда, и мы не можем её исключить из обозрения. – В усадьбе есть как бы поднимаю- щаяся скала, стела, наверху кото- рой – 1709 год. Полтавская битва. Стоит о ней вспомнить в связи с недавними событиями во Львове. Там закрасили краской памятники Петру, Пушкину. Там срывали с ве- теранов георгиевские ленточки… – Это колхозница с трудоднями- палочками. Тоже из истории не выкинешь. Знаете, тема моей ди- пломной работы звучала так: «Принцип материальной заинте- ресованности колхозов и колхозников и его законодательное закрепление». Материал для неё собирал в совхозе «Бородино». Историческое место, я всё там облазил. А на защите неожиданно для всех сказал, что тема озаглавлена неправильно. У колхозов материаль- ная заинтересованность есть, а у кол- хозников нет. Мне вынуждены были поставить четвёрку, потому что руко- водителем был завкафедрой. Но то был не политический конфликт, а юридиче- ская подробность, которую я обосно- вал по-своему, с болью. – Это этюд к портрету девочки. Извест- ного липецкого художника Виктора Мефодьевича Лузанова. Как-то я про- водил экскурсию для англичанина, приехавшего к родственникам мужа своей дочери. Заговорили о загадочно- сти русской души. И я сказал, что, мол, вы думаете, что смотрите на этот пор- трет? Нет, это он смотрит на вас. Тот так был поражён этюдом, что захотел его купить. Но мы наотрез отказали. – А это литературная скульптура. У Михаила Афанасьевича Булгакова Маргарита летает на метле и бьёт стёк- ла. Мы дали ей свечу, отобрали моло- ток (не женское дело – хулиганить) и отдали мастеру. – В этой экспозиции Лев Толстой ока- зался за несколькими решётками, на это сразу обратили внимание недавно заехавшие в музей москвичи. А мне так стыдно – композиция ведь не заверше- на. Да у меня многое так – эскизно. Мы побираемся, собираем экспонаты по свалкам. Нет материальной возможно- сти оформить всё, как должно. Но я хотя бы в эскизе намечаю пути, кото- рые должны обосновать истину. А ис- тина вот она – в словах Спинозы «Бог – это природа». Зри в корень Изречение Спинозы по своей силе и правде сродни прутковскому «Зри в ко- рень!» Иван Александрович Христенко умеет это делать. До самой сути добирался в своей профессии. Досконально изучал материалы, когда писал пьесы «Песнь над Олымом», «Поклон земле Долгору- Лузановский этюд не продаётся Все экспозиции зрят в корень № 20 (142), 9 – 15 мая 2011 г. Фото Николая ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz