Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

41 гид И С Т О Р И Я турецкой войны 1877 – 1878 годов эти самоотверженные женщины выхаживали раненых. Но после окончания войны оказались не у дел, без средств к существованию и сильно бедствовали. Встреча произвела на художника сильное впечатление, и он не остался безучастным к судьбе этих женщин. Вернувшись в Петербург, Гавриил Кондратенко организовал благотворительную выставку в пользу сестёр милосердия, и, кроме этого, обратился за помощью к влиятельным лицам, употребив имеющиеся связи и знакомства. В итоге в 1882 году был организован «Санкт- Петербургский Попечительный комитет о сёстрах Красного креста». Инициаторами его создания были российские деятели искусства. Заботу об этой благотворительной организации взяла на себя принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская, внучка императора Николая I. В честь её небесной покровительницы, святой Евгении, организация и получила название «Община святой Евгении». После революции, в 1920 году издательство было переименовано в Комитет популяризации художественных изданий, или сокращенно – КПХИ, при Государственной академии истории материальной культуры и в таком виде просуществовало до 1930 года. Как и всякой благотворительной организации «Общине» были необходимы деньги: для строительства больницы, содержания приюта для престарелых сестёр, для работы подготовительных курсов молодых медсестёр. В поисках средств в 1896 году «Община святой Евгении» приступила к издательской деятельности, в том числе и к выпуску «артистических карточек». Дебютом издательства стал выпуск художественного конверта, который был приурочен к Пасхе 1896 года. Он был оформлен весьма скромно, однако не только оправдал себя с коммерческой точки зрения, но и как всякое новое и интересное начинание имел большой успех. К двадцатилетию окончания русско-турецкой войны, на Пасху, в апреле 1898 года, а надо заметить, что это были времена, когда к написанию писем относились весьма серьёзно, в дополнение к конвертам начинают издавать художественные открытые письма. В этом же году была выпущена первая серия, состоящая из десяти открыток. Её успех превзошёл все ожидания издателей, поскольку достаточно большие тиражи, по 10000 экземпляров каждой открытки, пришлось повторить. К их выпуску были привлечены такие мастера изобразительного искусства, как Л. Бакст, М. Добужинский, В. Замирайло, Е. Лансере, Г. Нарбут, В. Щуко, С. Чехонин, И. Билибин. И ещё об одном нельзя не упомянуть. Все, кто когда-либо писал об открытках этого издательства, единодушно говорят о высоком качестве их полиграфического исполнения. Принято считать, что открытки «Общины святой Евгении» – это всегда хорошая печать и безупречный художественный вкус. С некоторыми поправками на стиль и моду эпохи в целом с этим можно согласиться. Особенной любовью и популярностью пользовались открытки с сюжетными сценками, связанными с особенностями городской и деревенской жизни. В таких открытках есть полное раздолье для рассматривания и знакомства с бытом и обликом россиян тех лет. Отдельная серия представляла народный костюм различных губерний страны. Особенно популярными были открытки, изображавшие сцены с детьми, которые любила художница Елизавета Бём. Довольно много выпускалось самых разных пасхальных открыток. Словом, открытки существовали на все случаи жизни и были рассчитаны на самые разные вкусы. . Ирина ЧЕМЯКИНА В подготовке материала использован сайт «Россия в красках» Благотворительное дело издания открыток пользовалось постоянной поддержкой со стороны творческой интеллигенции. Значительную помощь издательству «Община святой Евгении» оказывали И. Репин, А. Бенуа, М. Нестеров, Н. Самокиш, В. Переплётчиков, Н. Рерих, искусствовед В. Курбатов, представители академической школы профессор Султанов и академик И. Суслов и многие другие деятели искусства № 19 (141), 2 – 8 мая 2011 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz