Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

35 культура М А С Т Е Р всего двадцать один год, но этот обая- тельный улыбчивый парень уже успел снискать себе громкое имя в искусство- ведческих и религиозных кругах. Убеждён: его успех, мировоззрение, знания могли бы послужить хорошей мотивацией и примером для людей и более зрелых. Поэтому я снова отпра- вился в галерею, где перед самым отъ- ездом успел застать Георгия и его маму, гостивших в Липецке ещё несколько дней после открытия экспозиции. Ва- шему вниманию – история художника, чей стремительный взлёт подталкивает дать старт съёмке фильма о нём (а в на- шем случае – написанию статьи) безот- лагательно. Ничего случайного не бывает Именно так, деликатно пожимая пле- чами, Георгий Панайотов объясняет свой жизненный выбор в пользу заня- тий искусством. Уточним – искусством духовным. А суждено было с ним впер- вые соприкоснуться в Болгарии, на одной из улиц древнего города, запол- ненной ремесленными лавками. Геор- гиюбыло тогда пять лет. Гуляя с мамой, они решили заглянуть в иконописное ателье известного искусника Рашко Бо- нева. – Тогда меня потряс сам процесс созда- ния иконы, – вспоминает Георгий. – Бывая прежде с родителями в церквях, я видел уже готовый результат. А в ате- лье своего будущего первого учителя мне открылось таинство рождения но- вого рукотворного произведения. Мы провели там, наблюдая за работой, около пяти часов. И потом наконец го- сподин Бонев спросил, не хотел бы я попробовать. Так в один прекрасный миг судьба Ге- оргия была решена. Ежедневно он стал посещать своего наставника и ежеднев- но рисовал по одной иконе – по-детски, как мог. Но чем глубже постигал он не- простую науку, тем скрупулёзней и тщательнее обращался с доской и кра- сками. Рашко Бонев сумел развить у своего подопечного понимание и лю- бовь к разным стилям. Он всегда нахо- дил нужные слова, чтобы подчеркнуть особенности того или иного иконопис- ного направления. Начинающий ху- дожник копировал изображения Вас- нецова, Дионисия, Ушакова, Рублёва, изучал греческую, болгарскую, визан- тийскую школы. Несмотря на то, что множество технических приёмов осво- ено и доведено до автоматизма, Панай- отов утверждает: – Развитие на избранном поприще бу- дет продолжаться всю жизнь. Станов- ление иконописи происходило на про- тяжении двух тысячелетий, и чтобы узнать и усвоить хотя бы часть, необхо- димо пройти длинный путь. Стоит по- смотреть хоть на то, что я делаю сейчас, и сравнить с работами трёхмесячной давности. Они уже отличаются! Меня- ются вкус и внутреннее ощущение, не- смотря на то, что уже около восьми лет я стараюсь придерживаться византий- ской манеры XIV-XVI веков. Кстати го- воря, тяга к более полному осмысле- нию разнообразных традиций подвиг- ла меня к поступлению на искусство- в едче ский факульте т помимо отделения церковной живописи. Такое образование позволяет анализировать, почему в тот или иной период был по- пулярен один стиль и отчего он сменил- ся и постепенно преобразился. Икона отнюдь не архаична по сути, она жива и всегда её писали с помощью созвучного времени художественного языка. Поэ- тому мы и можем отличить икону XIV века от произведения, датирующегося XVIII веком. – Какая, по-вашему, довлеет манера в XXI веке? – На постсоветском пространстве мы видим тягу иконописцев к копирова- нию работ Рублёва или Дионисия. Но, например, в Греции этого не наблюда- ется. Греки с уважением относятся к корням, но и не душат в себе стремле- ние к обогащению выразительных средств. Современный взгляд чувству- ется в динамике, в линии, в цвете, в по- строении композиции. В России сейчас только-только пробиваются ростки но- вого иконописного мышления, но, уве- рен, лет через десять мы станем свиде- телями совершенно другой ситуации. – Георгий, вы очень серьёзно и вдумчиво рассуждаете, но совсем не кажетесь каким-то высоколобым и чересчур при- страстным в своих доводах… – Вообще меня привлекает всё совре- менное, живое. Помню, когда первый раз отправился в Афон – единственный в мире православный монашеский по- луостров в Греции с исключительно мужским населением, ожидал увидеть там людей замкнутых, суровых. А вы- яснилось, что ничто человеческое этой большой дружной семье не чуждо. Многие из монахов обладают потряса- ющим чувством юмора. Тогда я понял, что, отдаваясь духовному служению, вовсе не обязательно принимать образ зашоренный и отчуждённый. Из исто- рии мы видим, что иконописцу дозво- Св. Георгий на троне со Змием Господь и Адам дают имена животным Святой Николай Мирликийский № 19 (141), 2 – 8 мая 2011 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz