Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

культура 36 ГА С Т Р О Л Ь № 18 (140), 25 апреля – 1 мая 2011 г. – На пасхальных концертах вы исполня- ли духовные песнопения? – Как таковой церковной музыки в моём репертуаре нет. Но если заду- маться, то в народном творчестве пре- достаточно духовных мотивов. «Душа моя» или, например, «Родник» иеро- монаха Романа, который я вчера пела. – Как вы считаете, насколько современ- ные стилизованные «под народные» ав- торские песни близки к аутентичному фольклору? – Зачастую у песен, которые традици- онно считаются достоянием необъят- ной русской земли, есть конкретный автор. Как у «Ой, мороз, мороз» или «Калинки». Авторы писали и пишут в народной стилистике, просто сегодня, наверное, таких композиторов и поэтов-песенников меньше. А вообще, чтобы песня вошла в общенародную культуру, должно пройти определён- ное время. Чтобы достучаться до сер- дец слушателей, ей надлежит обладать доходчивостью, напевностью и запо- минающейся мелодией. «Ивушку зелё- ную, над рекой склонённую» Алексан- дра Аверкина тоже можно называть народной классикой, а он, между тем, – наш современник. Так же, как Григо- рий Пономаренко, Виктор Темнов, Ев- гений Птичкин – признанные и люби- мые, их уровня пока никто не достиг. Собственно, дефицита материала я лично не испытываю и составляю про- грамму из того, что уже накоплено го- дами. – Если говорить о народном творчестве и, в частности, о песнях разных уголков страны, то можно выявить массу особен- ностей и отличий, хотя формально всё это синтезирует единый культурный пласт. Отдаёте ли вы предпочтение какой-то одной территориально сложив- шейся традиции? – Уникальность русского народного творчества – в его мно- гообразии. Нигде в мире такого нет! То ли дело – здесь. Возьмём казачий Юг, Урал, Се- вер или Центральный регион. И диалект, и манера, и интонация – всё отличается. Я, слава Богу, могу петь практи- чески всё – и лириче- ские куплеты, и весё- лые. Что ложится на душу, то и беру. Есть и северные номера, и уральские вещи, и на- родные, и авторские. Хотя, несомненно, на мою индивидуальную исполнительскую ма- неру наложило отпеча- ток происхождение: я родилась в курском селе Петрищево. В от- личие от плавного и распевного Севера, в наших местах поют пронзительно, с напо- ром. Поэтому, посту- пая в Москву, я уже об- ладала некоторыми ха- рактерными «регио- нальными» особен- ностями вокала. – «Итоги недели» писали о молодом, но уже заработавшем громкое имя оперном исполнителе Геворге Григоряне. Его ка- рьера началась весьма необычным обра- зом. К тому моменту, как он принял реше- ние идти в музыкальный вуз, одно обра- зование у него уже было – факультет иностранных языков. А петь будущий бас решил, даже не имея понятия о нотах, о типах голосов! Дело в том, что вокальное отделение – единственное, на которое можно подавать документы без обяза- тельного начального музыкального обра- зования. – Вообще, среди профессиональных вокалистов немногие могут похвастать серьёзной предшествующей подготов- кой. Решающий фактор – наличие го- лоса, способностей и таланта. Я посту- пала тридцать лет назад, ведомая един- ственным стремлением – петь. Первую попытку предприняла ещё в восьмом классе, но тогда профессора вынесли вердикт: голос ещё не сформировался. Спустя два года успешно сдала экзаме- ны в Московское музыкальное учили- ще имени Ипполитова-Иванова. По-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz