Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
29 № 2 (124), 17 – 23 января 2011 г. общество Т О Ч К А З Р Е Н И Я эту тему, ведь как только подобное об- суждение начнётся, выяснится, что именно власть окажется крайней. Впро- чем, это очевидно и без дискуссии. Сейчас реализуется самая незатейливая схема примата экономики, а когда захо- дит речь о поисках каких-либо идей, мы слышим: «Есть закон, который надо со- блюдать!». И к этому всемерно стре- миться. Не думаю, что кто-либо плани- рует менять положение дел, тем более что нам предлагается универсальная рекомендация на тему «справедливость каждый понимает по-своему». В ны- нешней трактовке, повторю, справед- ливость сводится к необходимости со- блюдения законов. Соответствует зако- ну – значит, справедливо. Итого, с одной стороны, соблюдение закона, с другой – экономические показатели. Вот они, те «два кита», на которых тео- ретически базируются как стратегия, так и модель поведения власти. Впро- чем, практически даже всеобщее со- блюдение имеющихся несовершенных законов это, скорее, мечта, а не реаль- ность. Если хотя бы законы соблюда- лись в полной мере, то уже немало во- просов удалось бы снять. Понятие спра- ведливости в нынешнем дискурсе не присутствует даже как идеал, к которо- му следует стремиться. – Что, по традиции считается, будто вна- чале следует разобраться с экономикой, или же просто об этом говорить не хотят? – Думаю, по принципу «не надо гово- рить». Согласно либеральной парадиг- ме, которая у нас утвердилась в конце восьмидесятых – начале девяностых, понятие справедливости объявлено хи- мерой. Причём этот термин грубо увя- зывается с обвинениями в адрес социа- лизма–коммунизма–тоталитаризма. – Все мы интуитивно понимаем, что такое справедливость. Да практически все сло- вари чётко расшифровывают этот тер- мин. Упрощу: это требование соответ- ствия между правами людей и их обязан- ностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступле- нием и наказанием. По-моему, всё понят- но. Отдай заработанное, выслушай при- говор за преступление… Да, собственно, десять заповедей эту справедливость и формулируют. Откуда же тогда берётся в нашем обществе несправедливость? – Само понятие справедливости в со- временном его понимании появилось с возникновением христианской культу- ры. Это совершенно оче- видно, даже люди неве- рующие или откровен- ные атеисты и в быту, и в работе оперируют кате- гориями, заложенными в этой культуре. Христи- анство впервые в исто- рии человечества обра- тилось к теме справедли- вости, так, как большин- ство из нас сейчас её по- нимают. Ранее в боль- шинстве случаев справедливым счита- лось то, что отобрано по праву сильно- го. В лучшем случае – то, что получено по решению суда. А сами понятия добро и зло, справедливость и несправедли- вость, честность и нечестность до появ- ления христианства вообще употребля- лись не слишком широко и на совре- менный взгляд весьма специфично. Многие наши далёкие от религии со- временники, почитав даже Ветхий За- вет, сильно удивятся описаниюжизни и обычаев того времени. Но это далеко не худший вариант, взгляните на нравы многих дохристианских языческих об- ществ, где понятие справедливости от- сутствует как таковое. Поэтому сейчас сограждане либераль- ных взглядов или люди, активно отри- цающие христианство, говорят о том, что справедливость есть атавизм. Да и вообще, всё, что связано с категориями добра и зла, – рудименты, пережитки, не имеющие в сегодняшней жизни ни- какого значения. Тем более – для чело- века будущего. Кстати, это косвенно подтверждает мнение некоторых рели- гиоведов, считающих современную постхристианскую западную цивилиза- цию новым язычеством. – Главное – рынок и ещё раз рынок? – Ещё проще: критерий «выгодно–не- выгодно». Я считаю, что в нашей элите есть достаточное количество людей, ко- торые совершенно сознательно продви- гают и внедряют именно эту систему оценок и отношений. Конечно, мы в этой области не пионеры, но активно перенимаем данный опыт. Кому-то се- годня это на руку, а кто-то, по глупости своей, как попугай повторяет всё, что ему внушают. – Но при этом те же люди нарочито де- монстрируют свою набожность, разве не так? – Не уверен, что это одни и те же люди. Всё равно, независимо от того, верим мы в справедливость или нет, веруем в Бога или не веруем, сами по себе эти ка- тегории объективно существуют. Я го- ворю о здравом смысле, в соответствии с которым мы должны понимать: что справедливо, а что – нет. Как человек верующий, скажу: это Бог в сердце сту- чится, на самом деле, в каждом из нас есть искра божья, и все мы чувствуем, где мы правы, а где – нет. Другое дело, что одни пытаются, пусть и с трудом, следовать правильным путём, а прочие ищут для себя оправданий, дабы эти чувства в себе задавить. Кстати, опыт показывает, что задавив правду в себе, человек становится как бы агентом рас- пространения неправды вовне. Грех требует новых жертв. И человек стано- вится его популяризатором, дистри- бьютором, как модно сейчас говорить. Так что, независимо от того, хочет власть или не хочет, люди требовали справедливости, требуют и будут тре- бовать. Это – категория, стоящая выше писаных законов, и уж тем более выше всевозможных экономических поня- тий. Как бы сильно кто-то ни хотел из- бавиться от этого, ничего у него не вый- дет. Планировать, что после смерти по- коления, выросшего в Советском Сою- зе, появится новое общество с некими новыми людьми, которые станут ду- мать иначе, недальновидно: не появит- ся. Реакция молодёжи на самые разные явления нашейжизни – события наМа- нежной площади тому подтверждение – показывает: и те, кто ни дня не жил в СССР, всё равно требуют справедливо- сти. Тем или иным путём. Значит, её по- иск находится за пределами механиче- ского регулирования общественных процессов. С этой проблемой власти в любом случае придётся столкнуться – желает она того или нет. Механистиче- ское общество с идеологическим вакуу- мом и отсутствием морально- нравственных категорий построить не Сергей МИХЕЕВ: Механистическое общество с идеологическим вакуумом и отсутствием морально-нравственных категорий построить не удастся, тем более – в России. Государстве, вся история которого говорит о вечном поиске справедливости. Тяжёлый, мучительный, но всегда постоянный поиск правды, борьба за справедливость, вот она, наша история
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz