Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
57 Д о того как разбогатеть Иван Ефимович был крепостным, однако сумел каким-то образом откупиться, завести винную лавчонку и стать мещанином, заменив своё холопское прозвище на редкую фамилию Игумнов. Иван Ефимович, похоронив родителей, сразу же перебрался в ближайший город Лебедянь. Открыв тут бакалейные лавки и торговлю мукой, быстро разбогател. Две водяные мельницы на Дону и Красивой Мечи соорудил, крупорушку и хлебопекарню… В конце XVIII века городская дума удостоила старшего Игумнова званием именитого гражданина за то, что построил он на старом кладбище на свои денежки церковь Преображения Господня, которая и доныне стоит на месте сём. А его сын Иван Иванович (1776-1855), купец уже первой гильдии и потомственный почётный гражданин Лебедяни, завершил к 1836 году строительство в городе Ново- Казанского собора. Все последующие поколения Игумновых не переставали благоукрашать детище своего предка. И вот этот род, крепкий купеческий, подарил миру необыкновенно талантливого музыканта Константина Николаевича Игумнова (1873-1948) и не менее талантливую художницу, секретаря Льва Николаевича Толстого Юлию Ивановну Игумнову (1871-1940). Детство Кости и Юли прошло в соседних домах на Дворянской улице Лебедяни. Девочка была на два года старше своего кузена. Константин рос в просвещённой семье, где говорили на французском, музицировали и пели. Глава семейства Николай Иванович к тому же сочинял и кое-что печатал в московских журналах. Мальчик рано выучил ноты. 14 января 1881 года, когда ему шёл восьмой год, он уже выступил в смешанном концерте с фантазией из оперы Верди «Трубадур». Учась в прогимназии, Константин Игумнов в 1886 году вместе с товарищем дал концерт. Присутствовавшая на нём М. Моршанская вспоминала: «Помню себя гимназисткой. В то время я отдыхала летом в Лебедяни. Мы с мамой пришли на концерт учеников прогимназии. Сильное впечатление произвел на меня высокий, худощавый юноша. У него среди длинного лица выделялся орлиный нос. Меня поразила его игра: длинные музыкальные пальцы, согнутая фигура Константина Игумнова, казалось, сама была музыкальным органом, извлекавшим из фортепьяно с большой виртуозностью чудные звуки музыки». По окончании Лебедянской прогимназии его определили в 1-ю московскую гимназию. Николай Иванович уже тогда уверовал в блестящие способности сына, прочил ему большое будущее – и не ошибся. Константин Николаевич Игумнов стал создателем одной из крупнейших советских пианистических школ, в 26 лет – профессором Московской консерватории, а потом её ректором, народным артистом СССР и лауреатом Государственной премии СССР (1946). В декабре 1947 года в Большом зале Московской консерватории маэстро дал свой последний концерт. 24 марта 1948-го он скончался. Говорят, что по завещанию Игумнова в его могилу брошена горсть лебедянской земли. Константина Николаевича называли «поэтом» фортепиано. О нём говорили, что он принадлежит к роду тех мастеров фортепиано, которые отличаются блистательной техникой и могучим звуком. Он не искал в инструменте искусственно вызываемых оркестровых эффектов, а извлекал из него то, что всего труднее извлечь из-под внешней жёсткости звучания – певучесть. «Я хочу, чтобы музыка была живой речью», – говорил великий пианист. 30 марта 1995 года в родной Лебедяни на его родительском доме открыли барельеф. Раз в два года в нашей области проводится конкурс юных пианистов имени Игумнова. Игу мновых в Лебедяни вспоминают с почтением. Краеведы Николай Волынчиков и Юрий Рыжков опубликовали в «Московском журнале» очень интересную биографию рода, которая начинается с Ивана Ефимовича Игумнова (1747-1828), именитого купца 2-й гильдии З амечательный художник Борис Кустодиев приезжал в Лебедянь по приглашению Евгения Замятина летом 1926 года. И, как вспоминал Замятин, раньше он редко видел Бориса Михайловича таким весёлым, разговорчивым, шутливым. Именно в Лебедяни Кустодиев провёл последнее лето своей жизни. И как он её рисовал! Он был в восторге от этой «живой Руси», которую любил безгранично. Вот как он писал об этом замечательном городе: «… мы, наконец, и в сердце России, в Лебедяни. Бугры, церкви, Дон, гуси, яблоки, дали, улицы, поросшие травой. Солнышко побаловало только в день приезда, погрелись на нём, сидя в саду чудесном с видом на тихий Дон». гид И М Е Н А Константин Игумнов: Я хочу, чтобы музыка была живой речью Юный Костя Игумнов (Лебедянь, 1881 год) Павел Корин. «Портрет пианиста К.Н. Игумнова» Последнее лето Бориса Кустодиева Картина Бориса Кустодиева «Космодемьянская церковь». (Лебедянь, 1926 год) № 12-13 (134-135), 28 марта – 3 апреля 2011 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz