Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

46 общество В Е РА храме, освящённом во имя Пресвятой Богородицы. При этом восстанови- тельные работы проводились с почти научной дотошностью, каждый из кув- шинов-голосняков реставрировался и монтировался на своё место, если не хватало старых, матушки заказывали такие же у современных мастеров- гончаров. А акустика в храме действи- тельно потрясающая. Матушка Нико- лая говорит, что, если на клиросе поют всего три человека, кажется, будто пе- ред ними стоит мощный микрофон. Но по-настоящему жизнь в монастырь вернулась вместе с мощами затворника Иоанна. После того как матушки обна- ружили их в селе Мечнянка Тульской области, куда раку с останками юроди- вого вывезли прежние насельницы буквально накануне разрушения Сезё- нова, началась работа по их возвраще- нию «домой». Но прежде чем мощи по- пали в родные стены, они совершили своеобразное паломничество по хра- мам и монастырям Липецкой и Елец- кой епархии. Сегодня матушки и прихожане много сил отдают на расчистку святого источ- ника, который, по преданию, вырыла старица Дарья – первая из жён, при- шедших за юродивым Иоанном в Сезё- ново. В годы расцвета монастыря к ко- лодцу шли люди нескончаемым пото- ком, потому что знали о целебных свойствах его воды. – Существует такое предание, – расска- зывает матушка Николая, – что однаж- ды в колодец упал грудной ребёнок. Когда малыша достали, то он оказался цел и невредим и даже не испугался. А ведь местность эта безводная, поэтому глубина колодца – не менее пятидесяти метров. Когда наш храм ещё не дей- ствовал, мы ездили на службы в лебе- дянский Казанский собор. И там нам многие рассказывали о своих бабушках и дедушках, излечившихся в водах на- шего источника. Например, одна жен- щина вылечила святой водой больные ноги. И в благодарность за исцеление она каждый день многие годы ходила в монастырь на службы пешком за 12 ки- лометров от дома! Когда монастырь разрушали, то зава- лили мусором и источник. Место его нахождения известно, там ведутся вос- становительные работы. Но за всё это время так до воды и не дошли… Навер- ное, пока не время – не достойны мы снова испить живой воды целительно- го источника. Обитель несказанной красоты Троекуровский монастырь предстаёт путникам и паломникам как сказочный Царь-град, что на острове Буяне. Он действительно похож на былинного богатыря, который наливается силой с каждым глотком чудодейственного зе- лья. Его красотой и мощью невозмож- но не восхититься. Это поистине духов- ная и архитектурная жемчужина на карте не только Лебедянского района, но и всей Липецкой области. Отцом-основателем монастыря был за- творник Иларион, человек, оказавший огромное влияние на своих современ- ников. Достаточно сказать, что благода- ря батюшке Илариону православный мир узнал ревностного молитвенника русского Амвросия Оптинского. Имен- но к троекуровскому затворнику при- шёл юноша Александр Греков за сове- том и благословением, а затем просла- вился как великий Оптинский старец! Иларион Фокин родился в зажиточной крестьянской семье села Зенкино Ра- ненбургского уезда (ныне Чаплыгин- ского района). Много испытаний и ли- шений пришлось ему пережить, пока в возрасте пятидесяти лет в 1824 году он не принял предложения троекуровско- го помещика Ивана Ивановича Раев- ского и не поселился в его имении в ке- лье вблизи Димитриевской церкви. Во- круг молитвенника вскорости органи- зовалась женская община, которая впоследствии преобразовалась в мона- стырь. Правда, до этого события за- творник Иларион не дожил. Зато всё было устроено по его пророчествам и молитвам. В начале XIX столетия там, где стоит Троекуровский монастырь, рос густой лес. Однажды в урочище Липяги лес- ник увидел на дереве икону Богороди- цы, но не решился унести её с собой. Вскоре, явившись ему во сне, Матерь Божья повелела взять в лесу Её образ и поставить сначала в его доме, а потом в церкви. Лесник повиновался и в сопро- вождении нескольких человек отпра- вился в Липяги. Икона находилась на прежнем месте. Под деревом, на кото- ром она была обретена, оказался род- ник. Источник освятили, сделали коло- дец, откуда богомольцы черпали воду, и построили здесь часовню. В день празднования иконы Божией Матери Владимирской 21 мая (3 июня по ново- му стилю) от монастыря к источнику ежегодно устраивались крестные ходы, собиравшие большое количество па- ломников. В тридцатые годы прошлого столетия источник тоже, как и мона- стырь, пытались погубить: засыпали землёй, замуровывали бетоном. Но он каждый раз пробивался к свету... Век двадцатый оказался к Троекуров- ской обителижесток – в 1927 году её за- крыли, разместив в храмовых стенах завод по переработке плодов и ягод. Настенные росписи заштукатурили, храмовые иконы по большей части уничтожили. Но не все. Жители Трое- курова сумели спасти два самых почи- таемых чудотворных образа Божией Матери Владимирской. Одной из икон была та самая, Явленная, обнаружен- ная лесником на ветвях дерева. Образа вернулись в обитель уже в самом конце прошлого века. Но прежде из мона- стырского периметра надо было увести завод. – Главным идеологом возрождения мо- настыря был директор агрофирмы «15 лет Октября» Николай Дмитриевич Еремеев, – вспоминает отец Игнатий.– Сначала освободили Михаилоархан- гельскую церковь и начали организо- вывать общину. Тогда было модно по всяким поводам созывать собрания. Еремеев от правил не отступил – на сход пришло менее десяти человек. Старо- стой прихода избрали самого Николая Дмитриевича, мне тоже предложили какую-то должность. А 13 июля 1999 года были обретены мощи старца Ила- риона. Произошло это так. Известно, что Владимирский собор был постав- лен над усыпальницей троекуровского затворника. Во время гонений на цер- № 12-13 (134-135), 28 марта – 3 апреля 2011 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz