Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
44 общество В Е РА возвращаться монастырская жизнь. Только теперь вместо мужского мона- стырь стал женским, где молитвенное служение несут восемь монахинь. От былого великолепия практически ни- чего не осталось, только часть древней монастырско-крепостной стены (ана- логов которой нет больше нигде в Цен- тральном Черноземье), в аварийном состоянии находится церковь Илии Пророка, практически исчез с лица земли Успенский храм. Службы сегод- ня идут только в Троицкой церкви. А ещё остались легенды. Говорят, напри- мер, что в былые времена под монасты- рём существовали такие подземные ходы, по которым до Троекурово мож- но было проехать на лошадях. Доказа- тельством тому, рассказывает схимона- хиня Анна, служит яма на монастыр- ском огороде: никогда не слышно как достигает дна брошенный в неё камень. Матушка пришла в Троицкую обитель пять лет назад по благословению архи- епископа Никона. Тогда она ещё была монахиней Феодосией и только что по- хоронила маму – схимонахиню Глике- рию. Узнав, что и в лебедянском мона- стыре настоятельницу тоже зовут Гли- керией, не задумываясь, последовала за именем. И уже здесь приняла схиму с именем Анна. Благочинный лебедян- ского округа отец Игнатий рассказы- вал, что прежде чем приступить к стро- ительству келий, матушка Гликерия взялась за обустройство территории, посадила тысячи цветов, виноградни- ки. Оттого-то летом здесь так несказан- но вкусно пахнет виноградом, а глаз ра- дуют сотни разноцветных клумб. – Мало нас, – сетует схимонахиня Анна.– Да и те, кто есть, довольно пре- клонного возраста. Хочется, чтобы здесь было помноголюднее, тогда и времени на молитву останется больше. Маленький, да удаленький Самый маленький по занимаемой пло- щади в Липецкой области монастырь – Сезёновский. История обители начина- ется с того момента, как в селе Сезёново у Казанской церкви по благословению Илариона Троекуровского поселился юродивый Иоанн. И потянулись за бо- жьим человеком люди, здесь организо- валась женская община, которая уже по- сле смерти блаженного была преобразо- вана в монастырь. Троекуровский за- творник много потрудился на сезёнов- ской «ниве», помогая Иоанну не только советом, но и деньгами (известно, на- пример, что он передал в Сезёново как минимум 105 тысяч рублей). И по кон- чине юродивого Иларион оставался для многих монахинь духовным отцом и на- ставником. Но не только с Троекуров- ской обителью невидимыми ниточками связан Сезёновский монастырь – с его территории видна церковь села Шов- ское. А там в 1866 году родился Семён Антонов, будущий святой Силуан Афон- ский. Когда-то в детстве мальчик услы- шал, что Бога нет, и поверил в это. И лишь Сезёновскиймонастырь и знаком- ство с жизнью и подвигом юродивого Иоанна вернули его в лоно церкви, осво- бодили душу от сомнений и метаний. – Благодаря тому, что начались восста- новительные работы в монастыре, се- годня живо и село Сезёново, – считает матушка Николая . – Раньше многие отсюда уезжали. А после того как бла- годаря Олегу Петровичу Королёву до монастыря была проложена хорошая дорога, люди начали оставаться в род- ных местах. Правда, детей здесь всё равномало, поэтому Сезёновскуюшко- лу закрыли, ребятки учатся в Вязово. История Сезёновской обители типич- на для большинства российских мона- стырей. Открытие монастыря состоя- лось в 1853 году. Здесь подвизались около 600 сестёр. Обители принадле- жали 700 гектаров земли, большой сад, ягодные плантации, несколько прудов, мельница, иконописная мастерская. Это был огромный третьеклассный мо- настырь и, как рассказала матушка Ни- колая, «самокошный». Матушки раз- мещались не в одном сестринском кор- пусе – по всему периметру монастыря ими были выстроены дома-кельи, в ко- торых сёстры и жили. Сегодня в Сезё- ново насельниц в сто раз меньше – все- Древняя Ильинская церковь Свято-Троицкого монастыря настырь был довольно-таки богатым: владел большими земельными угодья- ми, двумя водяными мельницами на Дону, садами, лесом, имел своё подво- рье в Москве. Но в 1764 году пожар опустошил обитель. Было решено её упразднить. И вот тут заступилась ико- на Святой Троицы, которая возвраща- лась на монастырскую яблоню всякий раз, когда святыню куда-нибудь увози- ли. Когда батюшка Тихон Задонский о сем чуде узнал, то начал ходатайство- вать о восстановлении обители. Успен- ская и Ильинская церкви были отстро- ены заново, но монастырь находился в упадке до 1811 года, покуда его не «вос- кресил» старец Досифей. Закрыли обитель в 1929 году. В её сте- нах разместились техникум и склады. В 2005 году сюда начала потихонечку № 12-13 (134-135), 28 марта – 3 апреля 2011 г. «… А купола в России кроют чистым золотом, Чтобы чаще Господь замечал…» Владимир Высоцкий
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz