Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
общество С Е Л Ь С К А Я Т Е М А 34 Козинская пустошь Близ Лебедяни есть село Большие Из- бищи; в нём живут однодворцы и поме- щики. У тех и других долго шли споры за Козинскую пустошь. Иные говори- ли, что этот спор завязался сначала за диких коз, которые здесь велись не- сметными табунами, и от них-де, от коз, самая пустошь назвалась Козьей, или Козинскою. Потом споры шли за охоту на лебедей, они сюда налетали то с Лебяжьего озера, то с речки Лебедян- ки, которая тут же, от пустоши не так чтобы далеко. Спорили и за распашку, и за всякую раздирку земель. Но теперь уже пресловутая Козинская пустошь разведена к одним местам какому-то владельцу, как следовало, в особняк. И вот этим-то жаркое полымя ссор владельцев утушилось надолго. Без всяких пожарных труб его залил какой-то добрый землемер с правди- выми людьми – понятыми. Да и козы на Козинской пустоши уже не прыгают; да и лебеди над ней уже не летают. И позабылась бы подлебедянская пу- стошь, но вот – её памятник. Камень. Так – простой, известковый, белый, а с явными отпечатками следов ноги чело- веческой и копыта конского. И что это за след, что за копыто? Чудо! То памят- ник путей богатырских, говорят жите- ли. Да и до сей поры ещё частёхонько меряют их четвертями. В самом деле, здесь мера следа человеческого ныне неслыханная: до трёх четвертей длиннику и до полуторы четверти поперечнику. А конскому копыту мера: голова че- ловеческая! Каковы нож- ки? Такова же была мера ноги богатыря Аники и коня его, мера ступней богатырей киевских, мера копыт коней их. Славное сословие Народные предания, как известно, не рождались на пустом ме- сте, у каждого есть исторические корни и глубокий смысл. Популярность лу- бочной баллады про Анику-воина на Руси (в том числе среди жителей Там- бовской губернии) связана не только с её художественной ценностью. Здесь такая близкая русскому сердцу тема возмездия, неотвратимости наказания, Божьей кары за неправедные поступки. Почему Аника не смог победить Смерть, хотя и похвалялся? Потому что «много он полонил, много он поко- рил», потому что казна его «не трудо- вая, а кровавая». А почему в предании о Козинской пу- стоши рядом с Аникой-воином упоми- наются богатыри киевские? Да потому что храбро сражались они с теми, кто поганил землю русскую, жёг и опусто- шал её. Там, где раньше «быша древле грады красны и нарочиты зело видени- ем места», становилось пусто и голо, не встречалось «ни града ни села». Об этом рассказывается в замечательном памятнике литературы «Хождение Пи- меново в Царьград». Автор описывает скорбную картину, которую представ- ляли собой земли Придонья через де- вять лет после Куликовской битвы. От- ступая, Мамай уничтожал всё, что по- падалось ему на пути. А через два года В Больших Избищах всяк своё счастье сыщет Стоят на землище избища. Живут в избищах людищи. Всяк своё счастье ищет…Наверное, так сказывали в старину об этом удивительном селе, его обычаях и тайнах. Один из таких рассказов (правда, уже не в сказочной интерпретации) удалось услышать в середине XIX века фольклористу Михаилу Николаевичу Макарову. Он опубликовал его в своей книге «Русские предания». Вот эта чудесная история (с очень небольшими сокращениями) № 12-13 (134-135), 28 марта – 3 апреля 2011 г. Кавказ сдружил поэта Михаила Юрьевича Лермонтова и генерала Аполлона Васильевича Галафеева
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz