Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
13 экономика М А Ш И Н О С Т Р О Е Н И Е альная управляющая компания, кото- рая и возглавит парк. Основные её зада- чи – координация деятельности рези- дентов и оперативное выполнение всех тех запросов и даже, если хотите, капри- зов, которые будут у инвесторов. Кон- цепцию парка мы уже разработали, и полагаю, что это наиболее цивилизо- ванный способ проведения макроэко- номических реформ. – Вы изобретаете что-то невиданное… – Не совсем. По этому пути давно идут Китай, Индия и многие другие страны. Есть такой опыт и у нас. В Московской области, в Ивановской и, пожалуйста, рядышком – в Калуге, где создаётся мощный автомобилестроительный кластер. – Но у нас же есть экономические зоны– и федеральная, и региональные. – Одно другому не мешает. И разница между нами и ОЭЗ лишь в том, что в особых зонах организацией инфра- структуры и производства занимаются и государство, и параллельно бизнес, а в частном индустриальном парке всё де- лается только на частные, а не на госу- дарственные деньги. И надеюсь, что частные вложения будут не менее успешными. Во всяком случае, несмо- тря на то, что официально парк ещё не создан и не зарегистрирован, у нас уже появилось пять предприятий- резидентов. – Лебедянь динамично развивается, и, тем не менее, недавно успешный насе- лённый пункт был объявлен правитель- ством моногородом. Почему? Ведь поми- мо сокового гиганта, завода «Лебедян- ский», принадлежащего сегодня «Пепси- ко», есть ещё «ЛеМаЗ», «Строймаш», «Ассоль»… – Я считаю, что всё правильно сделано. Малые города, такие как Лебедянь и даже его окрестности, надо развивать. Посмотрите на Европу. Сегодня вокруг Бонна десятки деревушек и даже ми- крогородков с населением в 5-6 тысяч человек. Но это не просто спальные по- сёлки, но и довольно обширные произ- водственные зоны. Внекоторых из них, кстати, расположены и крупные пред- приятия. – Но в отличие от нас немецкие муниципа- литеты, как, впрочем, и правительство, это нисколько не беспокоит. И помогать моногородам там никто не собирается. – Сравнение некорректно. Развитый рынок и моноэкономика в принципе несовместимы. Это во-первых. Во- вторых, вы не учитываете, что совре- менные европейские предприятия – это гибкие производственные линии, кото- рые можно быстро перенастроить. А в-третьих, не забывайте о малых фир- мах, которые в Германии очень разви- ты. Нам об этом остаётся лишь мечтать. У нас, к сожалению, иная производ- ственная структура, и она нерациональ- на. Неправильно, когда экономическое благополучие целого ряда городов и территорий напрямую зависит от ситу- ации, складывающейся на одном, пусть даже гигантском производстве. Пред- ставьте, если сегодня НЛМК обвалится. Что Липецк будет делать? – У Липецка ОЭЗ под боком. – Логично. Хотя имею в виду вовсе не то, что зона сможет компенсировать по- тери, если спрос на металл НЛМК вдруг резко упадёт. Пока она недостаточно развита. Логично то, что зона появи- лась именно в окрестностях Грязей и Липецка. Это абсолютно верное реше- ние. Федеральные средства нужно на- правлять в те регионы и те точки, кото- рые смогут их наиболее эффективно потратить. Сумеют организовать пере- мещение рабочих ресурсов, привлечь инвесторов, создать инфраструктуру. И Лебедянь в этом смысле достаточно привлекательна. – Однако город и без того делает семи- мильные шаги вперёд? – Не надо преувеличивать. Никто у нас сегодня семимильных шагов не делает. И, несмотря на своё экономическое раз- витие, Лебедянь остаётся инфраструк- турно неразвитой территорией. Ни приличных дорог, ни современных энергомагистралей, ни жилья, ни го- стиниц… Признание же территории мо- ногородом означает повышенное вни- мание к ныне забытым сферам. Ну а со- единение многих преимуществ, кото- рые у нас есть сегодня, и в частности подключение действующих предприя- тий, а также создаваемых структур ин- дустриального парка к федеральной программе развития моногородов, воз- можно, вызовет так называемый муль- типликативный эффект, когда реализа- ция двух-трёх проектов неминуемо тя- нет за собой и всё остальное. – А что требуется в первую очередь? – Социальная инфраструктура. Нужна новая больница, детские сады. Необхо- На «Строймаше» делают комплектующие для белой техники № 12-13 (134-135), 28 марта – 3 апреля 2011 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz