Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
41 культура Ф И Л А Р М О Н И Я № 11 (133), 21 – 27 марта 2011 г. генды богословским нормам, то мы от- дали либретто отцу Митрофану, насто- ятелю Свято-Успенского мужского мо- настыря. К счастью, священнослужи- тель не усмотрел в тексте никаких про- тиворечий и даже более того – похва- лил. «Былинники речистые» ведут рассказ Через несколько дней разговор о тек- стовой и музыкальной составляющей новой оперы мы смогли продолжить непосредственно с её автором – ком- позитором Александром Владими- ровичем Чайковским. – В либретто присутствуют отрывки, заимствованные из старых церковных книг, молитвы. Но четыре картиныопе- ры основаны не только на легендах. В прологе и эпилоге обыгрываются ре- альные факты: раскопки гробницы Та- мерлана в 1941 году и свидетельство одного из последних очевидцев этих раскопок. То, что находится между, как раз и составляет предание о Тамерлане и Божьей Матери. Мне всегда хотелось сочинить серьёзное произведение на историческую тему. Инициатива Ли- пецкойфилармонии в этом смысле при- шлась как нельзя кстати. Плюс ко всему с Ельцом меня навсегда неразрывно связало то обстоятельство, чтомой учи- тель – великий композитор Тихон Ни- колаевич Хренников – именно оттуда. Александр Владимирович Чайковский попал в композиторский класс нашего именитого земляка в Московской госу- дарственной консерватории в конце 1960-х на третьем курсе, а потом посту- пил ещё и в аспирантуру к своему лю- бимому наставнику. Впоследствии он становится ассистентом Хренникова, в тот период – председателя Союза ком- позиторов СССР. Годы, проведённые под покровительством Тихона Никола- евича, не прошли даром: молодой ком- позитор вскоре получает собственный класс, профессорское звание, стано- вится членом Союза композиторов СССР. В 1985 году коллеги по цеху из- брали 35-летнего музыканта секрета- рём Союза композиторов СССР. Воз- можно, не последнюю роль здесь сы- грала его более чем звучная и, в общем- то, обязывающая для музыканта фами- лия. По поводу неё Александр Чайков- ский как-то признавался: «Мне совето- вали раньше сменить фамилию. Я ре- шил не менять, чтобы иметь как бы по- стоянную «гирю» над головой, чтобы она стимулировала меня. Если бы моя фамилия была, скажем, Тютькин, ни- кто бы не заметил, что я написал пло- хое сочинение. А Чайковский, если что не так…». – Надеюсь, вы понимаете, что я просто не мог отказаться от предложенного проекта, – продолжает музыкант. – Для меня это своего рода мемориум в честь Тихона Николаевича, научившего меня композиции, сочинительству. Да ещё и Людмила Валентиновна Куракова с На- талией Николаевной Мекаевой на- столько увлечённо рассказывали о са- мом Елеце, о месте, которое они при- смотрели для постановки… В общем, сама судьба привела меня в ваши края. – Ландшафт даже на фотографиях про- изводит неизгладимое впечатление, – говорит постановщик, заслуженный деятель искусств Георгий Георгие- вич Исаакян, главный режиссёр Мо- сковского государственного академи- ческого детского музыкального театра. – Наша задача – вплести повествова- ние в эту замечательную местность, «срифмовать» их. Нужно оценить всё: как расположить декорации, вписать их естественным образом в холмистый пейзаж с храмом на самом видном ме- сте, где поставить зрительские трибу- ны, в какое время предпочтительнее начать спектакль. Ведь намечается не просто обычная постановка, но нечто эпическое, пространственное. Художник-постановщик Эрнст Гейдебрехт поддерживает коллегу. –Меня сразу привлекла водная гладь на выбранной площадке. Ведь это создаст неповторимую акустику! Плюс к тому предполагаю необходимость значи- тельного количества светового обору- дования, которое поможет нам создать захватывающий эффект при батальных сценах, в особенности когда стемнеет. Ещё один немаловажный вопрос: как оградить музыкантов и певцов от мано- вений ветра, комаров, в конце концов. Ведь на открытом воздухе чувствитель- ный инструмент может «закапризни- чать». Значит, стоит продумать вариан- ты каких-то ограждений. В опере мело- чей нет, важен любой мельчайший аспект, способный повлиять на процесс. Согласитесь, когда услышишь или про- чтёшь такое, становится прямо как-то не по себе от грандиозности размаха. Удастся ли взять планку? Никаких со- мнений! С нетерпением ждём июля и обещаем подробнейший рассказ о елецком эпосе на все времена. . Роман ХОМУТСКИЙ, фото Александра ЮШКОВА, Николая ЧЕРКАСОВА, Анатолия ЕВСТРОПОВА Александр Чайковский: «Мой учитель – великий композитор Тихон Николаевич Хренников Георгий Исаакян: «Наша задача – вплести повествование в этот замечательный елецкий ландшафт» Эрнст Гейдебрехт: «Водная гладь на выбранной площадке создаст неповторимую акустику!»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz