Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

35 культу ра В Ы С ТА В К А № 11 (133), 21 – 27 марта 2011 г. бы понять «Балладу о любви» в лоскут- ном исполнении, необязательно владеть иностранным языком, достаточно открыть сердце и глаза. Тогда путь от зарождения чувства до его космических высот и боже- ственного откровения займёт не четыре с половиной метра, как длина лоскутной композиции, а всю жизнь. Среди экспонатов, представленных на вы- ставке, есть персонажи «Чудо-острова». Эту работу Вера Ивановна сделала спе- циально для одной из московских гости- ниц – лоскутная вариация на тему «Сказ- ки о царе Салтане» Александра Сергее- вича Пушкина. Куклы, белки, царь-рыбы, храмы – за всем этим видится былинная Россия как чудо-остров, как утерянный Китеж-град. Разрушительница традиций Нередко Веру Щербакову называ- ют именно так. У лоскутного ши- тья есть свои законы, здесь суще- ствуют некие правила, которые соблюдают все мастера. Напри- мер, не использовать белую ткань. В общем лоскутном панно бе- лые фрагменты «превращаются» в дыры. Щербакова эти каноны раз- рушает и не отказывается ни от одного светлого клочочка. Ещё её называют квилтинговым архитектором. Она активно рабо- тает с объёмом, экспериментиру- ет с пространством. На нашей вы- ставке есть работа «Весенний куст». Каждая его веточка – это отдельная съёмная деталь. А соби- рать куст можно совершенно про- извольно, что чаще всего и проис- ходит. Правда, чтобы «вырастить» его в музейном пространстве, по- надобилось два дня и помощь су- пруга Веры Ивановны Льва Григо- рьевича, тоже театрального худож- ника. При этом каждый листочек, каждый цветочек надо было ещё и отгладить. Новаторство Веры Щербаковой заключается и в том, что она не пытается ошарашить зрителя сво- им талантом, а постепенно подготавлива- ет его к встречи. Это прослеживается и на липецкой выставке. К Щербаковой начи- наешь привыкать ещё на подходе к залу, на лестнице, где представлены фотогра- фии её работ. И поднявшись на послед- нюю ступень, каждый посетитель – уже пленник мастерицы, подвластный её ло- скутной магии. А волшебства здесь действительно не за- нимать. Сама Вера Ивановна говорит, что в процессе складывания лоскутков есть некая мистика. Потому что клочки ткани берутся практически наугад, а они вдруг непонятным образом подходят друг к дру- гу. И чем, как ни волшебством, можно на- звать то, что самый простенький кусочек фланелевого халатика может стать частью произведения искусства! «Сумасшедший лоскуток» Есть такое понятие в квилтинге. Оказыва- ется, что не только Вселенная была соз- дана из пыли. «Когда б вы знали, из како- го сора растут стихи, не ведая стыда…» – эти строки Анны Андреевны Ахматовой можно отнести и к лоскутному шитью. По- тому что создать произведение искусства можно из всего, что есть под рукой. Глав- ное – иметь руки. – Я люблю создавать свои работы из того, что само идёт мне в руки, а ещё луч- ше – практически из ничего, – рассказы- вает Вера Щербакова. – Например, скаты- ваю шарик из конфетной фольги или де- лаю украшение из пуговиц. Чего не лю- блю – это монотонности. Возня с лоскут- ками настолько многогранна, что соску- читься просто не успеваешь. Главная пре- лесть пэчворка в том, что это настолько широкая дорога, что на ней хватит места всем. Конкуренции здесь просто не может быть. Обожаю лоскутное шитьё за бездон- ное море идей и техник. Я могу препода- вать несколько лет, и ни одна тема на за- нятиях не повторится! . Евгения ИОНОВА, Николай ЧЕРКАСОВ (фото) Светлана ИНОЗЕМЦЕВА: Книгу Веры Ивановны Щербаковой я читала как роман и всё не могла оторваться. Некоторые вещи сразу же хотелось повторить, но это не просто сложно, а архисложно Лоскутная икона Георгия Победоносца – единственная в коллекции автора «Как рыба и птица воду и небо делили» Царь-рыба под лоскутным «Весенним кустом»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz