Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
50 24 марта 22 марта 25 марта Церковные праздники, иконы и святые гид К А Л Е Н Д А Р Ь В подготовке материалов использован cборник «События и даты липецкого края на 2011 год» 1806 год. Литературный критик, писа- тель, государственный деятель, граф Дмит- рий Николаевич Толстой-Знаменский родил- ся в селе Знаменское Данковского уезда Ря- занской губернии (ныне Лев-Толстовского района) в родовом имении графов Тол- стых. В 1820 году семья переехала в Мо- скву, и он стал заниматься самообразова- нием под руководством С.А. Маслова и И.Ф. Калайдовича. По ходатайству С.А. Маслова Дмитрий Николаевич был избран членом- корреспондентом Московского общества сельского хозяйства, а вскоре Совет обще- ства утвердил его библиотекарем. С 1826 года он работал в различных учреждениях исполнительной власти. В 1850–1861 годах занимал должность последовательно рязан- ского, калужского, воронежского губернато- ра. В августе 1861 года он побывал в Задон- ске на открытии мощей св. Тихона и оставил рукописный «Канон Святителю Тихону, епи- скопу Воронежскому, Задонскому Чудотвор- цу». В 1861 году занял пост ди- ректора депар- тамента испол- нительной по- лиции Мини- стерства вну- тренних дел. Через два года вышел в отстав- ку и поселился в Воронеже. Дмитрий Нико- лаевич – один из основателей и организато- ров дела излучения прошлого Воронежско- го края. Автор исторических статей и ли- тературных эссе, духовной публицистики и воспоминаний о деятелях русской культу- ры. В 1870–1880 годах он активно сотрудни- чал с журналом «Русский архив» и вёл пере- писку с его издателем П.И. Бартеневым. По- следние годы Дмитрий Николаевич жил в гостинице Троице-Сергиевой лавры, возвра- щаясь на летние месяцы в село Знаменское. 14 марта 1884 года в Сергиевом Посаде граф Толстой-Знаменский скончался. Граф Толстой-Знаменский 1811 год. В этот день 200 лет тому назад император Наполеон Бонапарт издал декрет о выделе- нии 80000 акров земли для выра- щивания сахарной свёклы, под- готовке специалистов и строи- тельстве заводов для получения сахара. Выделены были значи- тельные субсидии для стимули- рования крестьян, которые выра- щивали сахарную свёклу. А дело в том, что в период наполеонов- ских войн континентальная Евро- па оказалась отрезанной от Вест-Индии, по- ставлявшей производимый из тростника са- хар. Свёклу в Европе прежде использовали только как корм для скота. К 1814 году 40 небольших за- водов производили сахар в нескольких странах. Вскоре в Европе свёкла стала главным сырьём при производстве са- хара. В России один из пер- вых свёклосахарный завод по- строил в своём имении Спеш- неве Данковского уезда Ря- занской губернии извест- ный учёный-экспериментатор дворянин Николай Петрович Шишков. Он был передовым хозяйственником своего времени и немало содействовал распространению в Централь- ном Черноземье сельскохозяйственного са- хароварения. Праздник всех свекловодов Европы Николай Петрович Шишков 1913 год. В Усмани родился Валентин Евграфович Ишевский - будущий лауреат Ленинской и Го- сударственной премий, доктор тех- нических наук, заместитель гене- рального конструктора НПО имени С.А. Лавочкина. Валентин Евграфович участвовал в создании автоматической стан- ции «Луна-6», которая совершила посадку на поверхность спутника Земли и доставила пробы лунно- го грунта. За заслуги в области разработки космических аппаратов профессору Ишев- скому была вручена Государственная премия СССР. Валентин Евграфович – один из соз- дателей самоход- ных аппаратов «Лу- ноход-1» и «Луно- ход-2». Не забывал профессор Ишев- ский о своей малой родине. В 1969 году он побывал в Усма- ни, где встретился с учениками и преподава- телями своей родной школы № 2. Умер Валентин Евграфович в октябре 1990 года и похоронен в Москве. Луноходы профессора из Усмани 27 марта (вс.) – Неделя 3-я Великого по- ста. Крестопоклонная В сегодняшнее воскресе- нье (Неделя 3-я Великого поста) Православная Цер- ковь празднует Поклоне- ние Кресту Господню. Вви- ду огромной важности этого праздника уже нака- нуне – в субботу – в хра- мах на всенощном бдении выносится Крест и совер- шается поклонение ему. После этого Крест Госпо- день остаётся на аналое посреди храма почти всю неделю и уносится обрат- но в алтарь лишь в пятни- цу, уже 1 апреля. О сущности этого большого праздника во время Великого поста очень ярко написал наш липецкий великий земляк, знаменитый духовный писатель, святитель Феофан За- творник: «Ведомо вам, чего ради предла- гается чествованию и поклонению наше- му Честный Крест Господень среди Велико- го поста? Тем, которые ещё не покаялись, сим гово- рится: если Сына Своего Единородного не пощадил Бог Правосудный, то какой ожи- дать вам пощады, если нераскаянными пре- будете во грехах ваших? Бросьте же грех и обратитесь на путь правый. А тем, кои уже покаялись и начали трудить- ся над исправлением своего жития, гово- рится сим: видите, чего стоит грех. Смо- трите же, не поддавайтесь более греху и не изменяйте данному вам в покаяние обе- ту быть впредь исправными пред Господом. К сим последним хочу обратить ныне сло- во моё и повторить им Апостольское во- одушевление: стойте, братия, мужайтеся, утверждайтеся». Не могу не привести проповеди о Кре- сте Христовом и праздновании ему совре- менного православного мыслителя, недав- но почившего митрополита Антония Сурож- ского: «Задумаемся, о чём свидетельству- ет Крест в христианской вере? Об этом нам напоминает Церковь на 3-й Неделе Велико- го поста, когда с давних времён на середи- ну храма выносится Крест и все присутству- ющие поклоняются ему. Эти действия имеют глубокий смысл. Вынос Креста – это под- готовление к Страстной седмице, когда нам вновь предстоит пережить страдания, рас- пятие и смерть Господа нашего Иисуса Хри- ста; это и укрепление наше на дальнейший подвиг поста. Крест Христов – это постоянное напоми- нание о страшной ненависти людей ( неко- торых – И.С. ) к Тому, Кто Сам есть Любовь и всё учение Своё основавший на запове- дях любви. Почему абсолютные Добро, Ис- тина, Красота вызывают не только сопро- тивление, но и ненависть? Обычно мы ста- раемся уйти от ответов на эти вопросы, счи- тая, что в этом нет нашей вины. Но распина- ли Христа такие же люди, вот почему Крест Христов – это ещё и выбор; выбор между добром и злом, между истиной и ложью…». Составитель Игорь СОРОКИН № 10 (132), 14 – 20 марта 2011 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz