Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

45 культура Ю Б И Л Е Й разование. И именно оно помогло мне оценить всю глубину, красоту и значи- мость традиционного народного искус- ства. Самое главное – не сводить фоль- клор к схеме «два притопа, три прихло- па». А ведь именно так многие коллек- тивы и трактуют народное искусство. И от этого становится очень грустно. – Своё двадцатилетие «Воскресение» встречает помолодевшим. Произошла смена состава, как говорят спортивные комментаторы. Период непростой. Рабо- та начинается, на мой взгляд, практиче- ски с начала… – Случилась история, которая в неко- тором смысле является нормой. Про- комментирую её так: выросшие дети требуют отдельной жилплощади… Ко- нечно, не всё так просто. Но на место тех, кто ушёл, встал, скажем так, мой же труд. Это выращенные мною дети. Галя Тонких, например, поёт у нас с трёх лет, сейчас ей 15. Кто-то из девчонок при- шёл ко мне в восемь лет, в десять. У них, безусловно, ещё мало певческого опы- та, но это всё преодолимо. Мы много работаем, занимаемся. Ите профессио- налы, что приезжали на наш юбилей- ный концерт, особенно и не заметили разницу. Так что омоложение коллек- тива не повлияло на исполнительский уровень. У нас появился мужской во- кал. Володя Крысанов закончил Воро- нежскую Академию искусств у Галины Яковлевны Сысоевой. Это высокий уровень. Но, вернувшись в Липецк, не смог здесь найти работу по специаль- ности, получил второе высшее образо- вание, он юрист, а поёт с нами. – С каким настроением вы смотрите в бу- дущее? – В любом случае – с оптимизмом. У меня уже сейчас столько планов и про- ектов. Во-первых, в нынешнем году нам нужно выпустить третий диск ан- самбля «Воскресение». Во-вторых, мы планируем сделать альбом «Поют на- родные исполнители», некоторых мы уже записали в студии, у меня есть ста- рые записи, так что работа кипит. Тре- тий проект – это выход в свет моего но- вого сборника. И четвёртая наша за- думка – ежегодный фестиваль тради- ционной народной культуры Липецкой области, который хотелось бы приуро- чить к празднованию Рождества Хри- стова. А ещё профессор Вячеслав Ми- хайлович Щуров приглашает нас вы- ступить в Москве в Фольклорно- этнографическом театре. Поэтому опу- скать руки некогда. Учителя Ансамбль «Воскресение» возрождает не только песенное искусство нашего народа, пляски, костюмы и традиции, но и его исконное мировосприятие, рассказывает о том миропорядке, кото- рым жили наши предки. И сделать это без истинных носителей национальной культуры невозможно. Жаль, что с каждым годом их становится всё мень- ше, да и память некоторых подводит. Поэтому фольклорные экспедиции по сёлам и деревням нашей области – это как вхождение в родниковые воды на- родной жизни. Происходит «кругово- рот традиций в природе», когда фоль- клористы едут к бабулечкам и дедулеч- кам за «информацией», а спустя время самим же «информаторам» и напоми- нают «о былом». Только называют их с благоговением – Учителями, перени- мая манеру пения, общения, облаче- ния. – Кристину мы знаем уже больше деся- ти лет, – рассказала одна из Учителей, Анастасия Филипповна Селезнёва из села Вешаловка Липецкого района. – Она приезжала к нам в Дом культуры. Тогда в нашем ансамбле было более де- сяти человек, а сегодня всего пять с ба- лалаечником. А девчонки у неё были молоденькие! Мы засомневались, что они что-то путное исполнят. Да потом аж заслухались – до того пели хорошо! Кристина, когда приезжала, у меня но- чевала, записывала за нами. Теперь вот хочу попросить у неё наши песни по- слухать – сами-то всё позабывали. Вот и сейчас у неё девочки молоденькие оказались, голоса у них отменные. По- желаем им творческих успехов. Кри- стина сама молодая, пусть идёт вперёд! Ей хорошо, у неё муж – гармонист. А под гармошку петь – совсем иная дело. Ты попробуй, как мы, – без гармони. Хорошо, что балалаечник у нас есть… Николай Владимирович Титов, тот са- мый балалаечник, скромно сидел на краешке скамейки. Рассказал, что на инструменте научился играть сам – где в то время учителя были. Апотоми сво- ими руками балалайки делал. Троса разматывал, и из них получались стру- ны. Сейчас играет на купленном ин- струменте, но вспоминает те, самодель- ные, балалайки. Говорит, что они по- лучше были… Учителя-то на то и существуют, чтобы учить. Вот и к Клавдии Васильевне Ди- карёвой в село Чесночное, что в Волов- ском районе, Кристина Иващенко со своими девочками приезжала не раз. Да только за десять лет так никто из учениц и не научился «выбивать» фир- менную дикарёвскую чечётку. Вся на- дежда у Клавдии Васильевны на внучку-первоклассницу, у которой уже что-то начинает получаться «второй» ножкой. Сама Клавдия Дикарёва, в де- вичестве Любимова, родилась на кур- ской земле. В Волово вышла замуж, здесь детей родила, дождалась внуков и так полюбила местные песни-пляски, Семейный портрет: Анатолий, Кристина и Маша Иващенко и бабушка Людмила Семёновна Дегтяренко № 1 (123), 10 – 16 января 2011 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz