Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
общество Л И П Е Ц К И Й О П Ы Т 31 лова, Кузнецова, Кочерина, Шмаков… И этот список можно ещё продолжать… Они раскрепостили урок, увеличили время на занятиях для самостоятельной работы, ввели комментированное пись- мо, начали использовать поурочный балл, сократили задание на дом. Учитель превратился в творца, а ученик – в ак- тивного соучастника учебного процесса. Открытие состояло в том, что детей не- обходимо учить на уроке, не рассчиты- вая, что они доучатся «потом», при вы- полнении домашней работы. Вот как за- рождался «липецкий опыт»… А уже в конце 1961 года проверка Мини- стерства просвещения РСФСР показала высокий уровень знаний, умений и на- выков учащихся нашей области. Так опыт липчан получил одобрение на все- российском уровне, и его начали вне- дрять в практику работы учителей по всей стране. Наши педагоги делились своими наработками во многих школах и институтах Советского Союза. На их открытых уроках собиралось до двухсот человек, к ним ехали со всех уголков страны. Это были настоящие подвижни- ки! А таких людей именно в учительстве всегда много! Методических пособий не было, всё приходилось делать самим, они «пахали» сутками. А зарплата учи- тельская всегда была небольшой. Чтобы сэкономить средства, шли на различные ухищрения, как говорится, голь на вы- думки хитра. Так распространённая се- годня распашная доска впервые появи- лась именно у нас, в Липецкой области! Стремление инициативно работать, быть впереди стало жизненным принци- пом наших учителей. Именно поэтому мы в Липецкой области первыми в Рос- сии начали компьютеризировать шко- лы. В липецкие школы и Интернет при- шёл к одним из первых в стране. – А насколько нынешним педагогам «ли- пецкий опыт» интересен и нужен? Стал ли он частью личного профессионально- го опыта современного учителя? Или от него остались одни воспоминания на лек- циях на курсе истории педагогики? – Без «липецкого опыта» сегодня невоз- можно представить педагогический процесс. Уроки-семинары, уроки- лекции, комментированное письмо, по- урочный балл вошли в плоть и кровь со- временной школы. Нынешние педагоги не задумываются, что преподают «по- липецки». Всё, что когда-то было экспе- риментом, новаторством, стало нормой. И это правильно. Наши лучшие учителя следуют традициям основоположников «липецкого опыта» Константина Алек- сандровича Москаленко, Галины Ива- новны Горской и тысяч достойных па- мяти и уважения педагогов-новаторов и в прошлом, и в настоящем. Без истин- ных профессионалов и подвижников, людей, влюблённых в своё дело, образо- вание существовать не может. Таких пе- дагогов много и сейчас. Я сужу даже по своей внучке Калине – семикласснице 12-й гимназии. Как это ни странно, ей нравится ходить в школу. Она с уваже- нием, а порой и с откровенным восхи- щением, рассказывает о своих учителях. Имне, выпускнику историко-филологи- ческого факультета, особенно приятно, что она, в наш компьютерный век, чита- ет Гоголя, Толстого, Достоевского, Айт- матова, задаёт вопросы по истории, мо- жет поспорить и очень расстраивается, что русский язык никак ей не даётся на «пять». Я верю в российское учитель- ство, что быни говорили. Уменя нет вы- бора. В конце концов, через пять лет уже и правнучка в школу пойдёт. – Сегодня лучшего в профессии принято выявлять «на конкурсной основе». Как вы относитесь к конкурсу «Учитель года»? – Первоначально я был противником этого мероприятия, которое чем-то на- поминало мне «конкурсы красоты». Ка- залось, что творческое соперничество учителей имеет длительные временные рамки – учебный год, а то и не один. И когда конкурс уже вовсю шагал по стра- не, мы в области его не проводили. Но время пришло… Теперь он традиционно проводится и у нас и всегда превращает- ся в искромётный праздник учитель- ских талантов, отчасти призванный убе- дить общество в приоритетности про- блем образования, а кроме того, активи- зировать творческий потенциал наших учителей, повысить престижность педа- гогической профессии. Для этого и об- ластные премии по имени учителей- новаторов и выдающихся деятелей выс- шей школы учредили – Константина Москаленко, Галины Горской, Сергея Коцаря и других. Кроме того, липчане проявили новатор- ский подход и в проведении конкурса «Учитель года». Мы пошли дальше, за пределы страны, и в союзе с белгород- скими, гомельскими и харьковскими коллегами организовали Международ- ный конкурс «Учитель года», который до последнего времени проводился и в России, и в Украине. Потом он превра- тился в Международный фестиваль «Учитель года». Так сказать, создали но- вую традицию… – Что вас сегодня радует в современной школе, а что огорчает? И в общеобразо- вательной, и в высшей школе, и в звене профессионального образования. . . – Конечно, компьютеризация – это хо- рошо. В школы, в ссузы и вузы пришёл Интернет. А вот воспитательная работа сдала свои позиции. Школа стала боль- ше уповать на родителей, а те заняты за- работками «хлеба насущного». Воспи- танию же следует уделять не меньше внимания, чем образовательному про- цессу, ведь даже при усложнении и уве- личении общего объёма знаний основы человеческой морали остаются незыб- лемыми. Задача школы – воспитание лучших человеческих качеств: доброты, взаимопонимания, толерантности, ува- жения к старшим, любви к природе, па- триотизма. В советской педагогике дей- ствовал принцип: обучение и воспита- ние – единый процесс…Ишкола сегодня обязана заниматься воспитанием! Од- ним родителям не справиться. Нужно шире развернуть родительский всеобуч, как в старые времена, когда каждую не- № 9 (131), 7 – 13 марта 2011 г. 2003 год. ЕГУ. Педагоги и священники говорят о Пришвине
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz