Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

общество Л И П Е Ц К И Й О П Ы Т 30 найдут правильное решение, безуслов- но. Одно не подлежит сомнению – дей- ствовать надо, прежде всего, в интере- сах детей. В России деревенская, посел- ковая малокомплектная школа всегда была важным социальным фактором, не только образовательным, но и куль- турным центром села. И я убеждён, что его судьба и тогда, и сейчас во многом определяется наличием в нём школы. Как правило, когда на селе закрывается школа, то работоспособное население неизбежно уезжает, поскольку люди не хотят отдавать своих детей в интернат, а если возить ребятишек на автобусах, то родители беспокоятся о безопасности детей. Но верно и обратное – если уми- рает село, умирает и школа. Школа уми- рает и в том случае, если не поддержива- ются семьи, и не только многодетные, если не рождаются дети, если нет прито- ка педагогических кадров. Этого трудно добиться, если не строить на селе жильё, что всецело зависит от экономической составляющей. А сможет ли подняться экономика, если умрёт деревня? Так много вопросов, которые выливаются в один глобальный: выживет ли наша страна и нация? Не будем забывать, что в советские вре- мена в деревнях строились и школы, и клубы, и медпункты. А учитель был са- мой уважаемой фигурой на селе. И власть всегда понимала, что необходи- мо привлекать молодых образованных людей и в сельскую местность. Не слу- чайно премьер-министр страныи сегод- ня говорит о выделении молодым учи- телям квартир, денежных дотаций при условии их переезда на работу и жи- тельство в село, где ощущается острая нехватка учителей. Россия жива провинцией. Российская деревня – основа существования стра- ны. Это нравственная категория и тема для отдельного глубокого, серьёзного и непростого разговора. Впрочем, сейчас простых тем в обществе нет. – Реформа образования, как нам говорят, направлена не только на повышение уровня знаний, получаемых учениками. Квалификация самих педагогов малоком- плектных и сельских школ, как вы уже сказали, оставляет желать лучшего… – Сейчас всё чаще говорят, что необхо- димо освобождаться от учителей стар- шего поколения. Мол, они отстали от жизни. Почему? Учительство – особое сословие людей, которое не устаёт учиться новому всю свою жизнь. Про- блема, на мой взгляд, лежит не совсем в этой плоскости. Положа руку на сердце, сегодня не самые сильные по своим зна- ниям выпускники школ «рвутся» полу- чить профессию учителя. И в результате на выходе мы имеем не то, что надо со- временной школе. Да и не секрет, что многие начинающие педагоги, придя в школу, не выдерживают, уходят. И не только маленькая зарплата в этом вино- вата. Ведь изменился сам менталитет российского общества, а следовательно – родителей и детей. Общество потре- бления? Так кажется? В жизни не оста- лось места высоконравственным идеа- лам. А вот «старая» гвардия, закалён- ная, проверенная, она-то как раз не под- водит – на ней сегодня отчасти и дер- жится современная школа. К сожале- нию, вновь всё упирается в экономику. Общеизвестная истина: образование – это долгосрочные вложения, и не во что-нибудь, а в будущее всей страны. Отдача наступает или не наступает не ранее, чем через десять лет. Вспомните так часто цитируемые слова Джона Кен- неди о том, что борьба за космос была проиграна Америкой Советскому Сою- зу за школьной партой. И тут следует вспомнить о социальной ответственно- сти современного государства. Совет- ская власть из полуграмотной России создала одно из самых образованных государств в мире. Что касается конку- ренции применительно к учительскому сообществу…Моя точка зрения здесь та- кая. Конкуренция как творческое сопер- ничество, как стимул к самосовершен- ствованию – это хорошо. А вообще, я согласен и с такой позицией, что среди настоящих учителей конкуренции нет, есть поддержка, стремление к расшире- нию собственных горизонтов и самооб- разованию. Липецкий опыт – Вы, наверное, как никто можете сегодня приоткрыть дверку во святая святых: как складывался «липецкий опыт повыше- ния эффективности обучения»? Откуда они – Москаленко, Шмаков, Горская, Ли- сюк и другие – «взялись» на липецкой земле? Почему их опыт здесь не просто пригодился, а оказался востребованными получил последователей по всей стране? – Сложились такие условия. А учителя ответили на призыв своего времени. Наша область была образована в 1954 году. То есть после Победы прошло всего-то девять лет. И ситуация в на- чальном и среднем образовании была ужасающая: не хватало школ и препода- вателей, на места учителей становились старшеклассники, успеваемость низкая, дисциплина ещё хуже, второгодников уйма… То есть проблем не перечесть. Но ведь страну поднимать необходимо. А для этого не только рабочие руки нуж- ны, но и умные головы. И здесь следует напомнить о роли личности в истории. В 1954 году областной отдел народного образования возглавил Иван Архипо- вич Пономарёв. Человек умнейший, ве- теран войны, сам учительствовавший и знавший цену учительскому хлебу. Вот он-то и дал добро на проведение экспе- римента педагогу-новатору Константи- ну Александровичу Москаленко. Кста- ти, тоже ветерану войны, участнику Па- рада Победы на Красной площади. Как в то время строился урок? Оргмо- мент, когда дежурный отчитывался о присутствующих и отсутствующих в классе, опрос учеников, объяснение в оставшиеся минуты нового материала и огромные задания на дом. Такая схема приучала учеников и учителей к пассив- ности. Но были и думающие, ищущие педагоги. Вот они-то и стояли у истоков «липецко- го опыта»: Москаленко, Горская, Лапте- ва, Нечитаев, Лисюк, Провоторова, Коз- № 9 (131), 7 – 13 марта 2011 г. 1996 год. Научно-практическая конференция. В.Е.Тонких внимательно слушает. С.А. Шмаков что-то записывает

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz