Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

29 общество Л И П Е Ц К И Й О П Ы Т первую медаль – «За освоение целин- ных земель». Трудное было время, но счастливое! Так что Алтай для меня очень дорог… Возвращение на родину – А потом вернулись назад, к маме… – Да. Мама же была одна. И я обещал ей обязательно вернуться. Её, конечно, звали все сыновья, но она хотела жить только со мной. Дело в том, что я очень похож на отца, и это грело сердце мате- ри. В 1965 году я, уже с семьёй, вернулся на липецкую землю, получив назначе- ние директором Шовской средней шко- лыЛебедянского района. В царское вре- мяШовское было большим селом, ябло- ки из местных садов поставлялись вМо- скву. Школа в селе открылась в 1870 году, строилась она на государственные деньги и была земской. Там была боль- шая библиотека. Эта школа и теперь «жива». Встретили меня по-разному: кто-то с недоверием, поскольку до меня сменилось семь директоров, которые, кстати, там же и оставались работать учителями, а вот молодые специалисты – с дружеской поддержкой. Со многими из них мы дружим до сих пор, вот уже сорок пять лет. Я столкнулся с большим количеством неотложных проблем. Школа нуждалась в расширении. За год я заложил большую пристройку, по- строил жилой дом, купил помещение для интерната, где с понедельника по пятницу жили дети из отдалённых дере- вень. Тогда к нам ходили учиться ребята из семи населённых пунктов. Зимой их подвозили на санях, а осенью-весной – на грузовых машинах или тракторных тележках. Каждый раз сердце замирало, как доберутся ребятишки, особенно если начиналась непогода-распутица, метель. Местность вокруг трудная – с глубокими оврагами. С благодарностью вспоминаю помощь местных хозяйств, которые были главными помощниками школы. – Вот теперь мы и подходим к самому бо- лезненному вопросу. Закрытие малоком- плектных школ. И началось-то это всё не сегодня. Как вы думаете, почему в нашей стране стало возможным разрушение ма- лой школы, сельской школы? Это ведь, по сути, – разрушение целого Русского мира… Или всё-таки унификация миро- вая уже не позволяет выделяться из об- щего круга? А ведь страны Скандинавии вернулись к хуторским школам, их дети не ездят за знаниями, педагоги сами при- ходят к ним. Этот пример убеждает, что за своё нужно бороться… – Проблема сохранения сельских школ не нова. Это тема для многодневной дискуссии. Первые потуги закрытия ма- локомплектных школ были ещё до мое- го прихода на должность заведующим Лебедянским районо, то есть более со- рока лет назад. Я всегда был против это- го. Почему? Наверное, потому, что сам учился и работал в сельской школе. Я любил и люблю деревню и маленькие города. А к Липецку несколько лет при- выкал, после того как в 1985 году меня назначили руководителем отдела на- родного образования Липецкого облис- полкома. Очень часто руководство области разде- ляло мою позицию по малокомплект- ным школам. Однако не все школы уда- валось сохранить и тогда. Помню, как отстояли Андреевскую школу, где учи- лись сорок ребятишек. И до сих пор я убеждён, что бороться за каждую школу надо до последнего. Детально просчи- тывать ситуацию на десяток лет вперёд. Я не открою Америку, если скажу, что судьбу каждой малокомплектной шко- лы нужно решать в индивидуальном по- рядке, учитывая реальное количество учеников, техническое состояние и про- чие факторы. В принципе, это длитель- ный процесс, не одного дня. – А насколько, на ваш взгляд, нынешние школьные закрытия оправданы? – Сегодня иные реалии. Изменилась страна. Проблема малокомплектных школ – разноплановая и очень сложная. Кстати, большинство малокомплект- ных школ находится в сельской местно- сти, и это усиливает остроту ситуации. К сожалению, демографический кризис значительно опустошил классы, и не только в сельских школах, но и в горо- дах встаёт та же проблема по закрытию школ, вдруг перешедших в разряд мало- комплектных. Безусловно, в пересчёте на одного ученика такие школы обхо- дятся гораздо дороже, чем обычные. И всё же вопросы финансирования в этом деле далеко не самые важные. Главное, о чём говорят постоянно, и отчасти спра- ведливо, что в такихшколахможет стра- дать качество образования. В малоком- плектной школе случается, что учителя преподают несколько предметов, порой и не своего цикла. Но, может быть, в наш компьютерный век стоит идти и по другому пути – развивать новые обуча- ющие технологии, использовать воз- можности дистанционного образова- ния. И ещё один непростой вопрос — трудоустройство высвобождаемых пе- дагогов при закрытии школ. Многие из них уходят из профессии навсегда. На всех уровнях, включая руководство страны, есть мнение, что школы с ма- лым количеством учеников, которые обеспечивают высокий уровень подго- товки, не следует закрывать. И я с этим полностью согласен. Школа, и особенно сельская, всегда была затратной. Сегодня рыночный подход диктует свои правила. Только, как мне кажется, рыночные стимулы не всегда самый лучший и, тем более, не единственно правильный способ реше- ния общественных проблем. Образова- ние не может строиться исключительно на рыночных отношениях. Это – дело государственное. Что толку бесконечно сетовать о разрушении Русского мира, если каждый из нас ничего лично не предпринял для его сохранения? Начи- нать надо с себя. В Законе «Об образова- нии» сказано, что закрытие детского сада илишколыдопускается только с со- гласия схода односельчан, жителей на- селённых пунктов, обслуживаемых дан- ным учреждением. Если жителям небез- различна судьба их малой родины, они № 9 (131), 7 – 13 марта 2011 г. На юбилее директора чаплыгинской «Школы радости» Н.К. Ковалёва

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz