Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
27 № 9 (131), 7 – 13 марта 2011 г. общество Л И П Е Ц К И Й О П Ы Т дома показал мне свои «богатства»: би- блиотеку, которую собирал всю жизнь (на одной из полок – фолианты с дар- ственными надписями, Владимир Ефи- мович был лично знаком с авторами этих книг), коллекции значков, марок, ракушек… – В том, что я стал учителем, огромней- шая заслуга моей мамы. Это она очень хотела, чтобы я пошёл работать в школу, и всегда приводила в пример нашу дере- венскую учительницу Анну Семёновну Пенькову. Но меня в детстве манили пу- тешествия, я перечитал огромное коли- чество литературы, даже сегодня могу нарисовать карту мира. Поэтому в чет- вёртом классе возомнил себя путеше- ственником. Немного позже мой трою- родный брат начал агитировать меня в Елецкое суворовское училище. Но мама согласия не дала. Она обещала отцу пе- ред его уходом на фронт обязательно дать детям хорошее образование, чего бы ей это ни стоило. Так и произошло. Мама мечтала, чтобы я стал учителем, брат Николай – офицером, Валентин – инженером, Анатолий – моряком. У нас была ещё старшая сестра Марфа, кото- рая пожертвовала для нас многим. В«го- лодном» 1946 году она окончила школу с отличием, но поступать никуда не стала, а пошла работать бухгалтером, чтобы помочь маме прокормить четверых младших братьев. Когда мой друг Толя Добрынин поступил в Липецкую спец- школу ВВС № 6, мне тоже захотелось носить синие погоны. Но попытки уго- ворить маму и в этот раз были безуспеш- ными. Мой старший брат Николай, ко- т о рый о ко н ч и л С а р а т о в с ко е военно-политическое училище, смог меня переубедить. Он сказал, что учи- тель – это тот же офицер, только у воен- ного в подчинении рота, а у педагога – класс. И я принял такую трактовку учи- тельской профессии и начал собирать документы в педучилище. Но в этот мо- мент повстречал того самого Толю До- брынина, его забраковали в Актюбин- ском лётном училище, и он поступил в Мичуринский пединститут. Студентом этого вуза стал и я. Правда, чуть не сре- зался на немецком языке… – Учить не хотели? – Не просто не хотел… А зубами скрипел от ярости – для меня, ребёнка войны, немецкий язык – язык фашистов. Отец погиб на фронте. Тогда многие дети от- казывались учить и ненавидели немец- кий язык именно по этим причинам. Но мальчики всегда в педагогических вузах ценились, поэтому на мои «знания» не- мецкого языка попросту закрыли глаза. Разве я мог предположить, что в жёны себе возьму преподавателя немецкого языка и по жизни у меня будет очень много встреч с представителями обра- зования уже не существующего сегодня государства – ГДР, многие отношения, кстати, переросли в настоящую дружбу. – А вы помните своего отца? – Мне кажется, что я себя помню имен- но с того момента, когда отца провожа- ли на войну. Я родился в марте 1938 года. А в сентябре 1941-го отец уходил на фронт. Помню, как он нёс меня на ру- ках полтора километра от нашего дома Семья Тонких. 7 ноября 2003 года. 40 лет со дня знакомства Владимира Ефимовича и Таисии Васильевны 15 октября 1940 года. Двухлетний Володя Тонких под защитой отца и матери 27 марта 1954 года. «Мне исполнилось 16 лет. 9 «В» класс Хворостянской средней школы» Братья Тонких в Анапе. Июль 1963 год
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz