Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
33 культура В Ы С ТА В К А № 8 (130), 28 февраля –6 марта 2011 г. М.С. – Что касается образа Москвы, то он безнадёжно загублен. Не видно ни одной церкви, всё заставлено, завеша- но. Ладно, оставались хотя бы силуэты высотных зданий, так называемых «сталинских высоток». Теперь же всё, что попадается на глаза горожанину, – одни лишь серые столбы многоэтажек, выросшие повсюду. Вот где-нибудь в Нью-Йорке, в Мехико это выглядит естественно, а для российской столицы подобные новшества пагубны. Это страшно. Та Москва, к которой мы при- выкли, перестаёт существовать. – В США, смею вас уве- рить, страшней. Когда «пробираешься» по до- вольно узкому на са- мом деле Бродвею на Манхеттене, возвыша- ющиеся над головой небоскрёбы из бурого, покрытого многими слоями гари кирпича производят гнетущее впечатление. ДляМосквы с её богатейшей историей и склады- вавшимся в течение веков лицом мимикрия «под» такие стандарты, я считаю, фатальна. Е.Н. – Но Москвой, хоть она и не вся Россия, дело, к сожалению, не ограни- чивается. Растущие в самых неожидан- ных и неподходящих местах много- квартирные «коробки» и гостиницы с ресторанами – беда многих наших го- родов. Думается, что решение градо- строительной проблемы нужно цен- трализованно отдавать на откуп одно- му конкретному специалисту, который бы проектировал весь городской ланд- шафт. Как это было, например, в Санкт- Петербурге. Северная Пальмира до сих пор за много лет так и не утратила сво- ей уникальности. И серьёзно там испо- ртить что-либо затруднительно имен- но в силу архитектурных особенностей. То ли дело –Москва. Чистые пруды, са- мый центр. И вдруг, будто из-под зем- ли, непонятная девятиэтажка. М.С. –Обычно когда я приезжала в Ли- пецк, в последние годы останавлива- лась на окраине. В этот раз удалось хо- рошенько всё рассмотреть. Город изна- чально был задуман удачно, каким я его помню. То есть расположение улиц, мостов, жилых районов, тех же пресло- вутых девятиэтажек. Но сейчас очень бросается в глаза то, что «лепят» кто во что горазд. Будто бы будущий владе- лец, инвестор сам рисует чертёжна пер- вой попавшейся бумажке. И при всей видимой «нарядности» рядом со старыми серенькими коробками выглядит всё это маловразуми- тельно. Создаётся ощущение, что об исконном замысле все забыли, а генеральный план отложили в са- мый дальний ящик. Малые города как источник вдохновения – Беседуем мы с вами о больших городах, а проживаете вы, тем не менее, в маленьком подмо- сковном Протвино. Да и Елец, откуда вы переехали, великаном не назовёшь. М.С. – Протвино – городок учёных с населением всего сорок тысяч человек, удивительное место. Прямо посреди леса. От одного массива к другому идёшь через лесок. Можно грибы соби- рать, ягоды. Изобилие цветов, кустов сирени. Красота! Кстати, пятиэтажки практически отсутствуют, зато есть болгарские башенки, девятиэтажные постройки, «муравейники». Что-то из красного кирпича, что-то из белого. Архитектура разнообразная, но совсем не скучная и подчинённая какому-то своему внутреннему порядку. Вообще поселение меньших размеров легче ор- ганизовать, нежели тот же Липецк. Да и за примерами не надо далеко ходить, посмотрите хоть на Елец. Е.Н. – В Елец мы, кстати, охотно воз- вращаемся. Можно останавливаться в доме у знаменитого на всю округу ме- цената и коллекционера Евгения Пав- ловича Крикунова. Позапрошлым ле- том он организовал пленэр для моих студентов из Полиграфического инсти- тута. Елец – особый город, и, конечно, уехав оттуда, мы склонны теперь на расстоянии его несколько романтизи- ровать. С другой стороны, живя там и ежедневно выходя на улицы, многого не замечаешь. Можно сказать, что лич- но я город детства открыла для себя (или он показал своё естество) спустя много лет после переезда оттуда. А мо- жет быть, ради этого и стоило оттуда уехать. Когда возвра- щаюсь на время – ис- пытываю творческий порыв, вдохновение, радость, но оставаться всё-таки не хочется. – Путешествия, как мне кажется, в зна- чительной степени генерируют энергию, создают стимул к творче- ству, не так ли? М.С. – Несомненно! Перед самым на- шим отъездом уже из Липецка в 1997 году мне предложили сделать экспози- цию в выставочном зале в честь семи- десятилетнего юбилея. Экспозиция стала своеобразным прощальным кив- ком и последним «прости» Липецку. Так вот, повешено на стены было до- вольно большое количество работ. Во- образите, ни одной из них я у себя не обнаружила, когда подбирала картины для выставки нынешней. За тринадцать лет они все незаметно для меня разо- шлись. Зато за тот же срок свежих на- писано больше, чем чуть ли не за весь елецко-липецкий период. Так что пере- езд, несомненно, пробудил во мне стремление к плодотворному созида- нию. Е.Н. – Путешествия позволяют делать открытия, а открытие – то, зачем вооб- ще нужно искусство. А оно, в свою оче- редь, – откровение, чудо, новый смысл, новое видение. – Что же, зрителю, уверен, есть чем полакомиться на вашей выставке и заочно прикоснуться к тем откро- вениям, которые настигли вас в странствиях по разным красивым городам и местам! Спасибо, и езди- те ещё, ездите больше! . Роман ХОМУТСКИЙ, Александр ЮШКОВ (фото) Елена НЕНАСТИНА: Путешествия позволяют делать открытия, а открытие – то, зачем вообще нужно искусство. А оно, в свою очередь, – откровение, чудо, новый смысл, новое видение Елена НЕНАСТИНА. «Синий день»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz