Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
культура 32 В Ы С ТА В К А № 8 (130), 28 февраля –6 марта 2011 г. щённая селу. Сказано – сделано. Нас собирают и вывозят по деревням рисовать героев и пере- довиков труда. Писала, помню, и пчеловодов, и доярок, и сельских учи- телей. И на знаменитую четвёртую домну, как многие, выезжала. – У меня такое чувство, что все наши живописцы «старой школы» отметились там. У Евгения Павло- вича Сальникова есть целый «ме- таллургический» цикл, Юрий Дми- триевич Гришко рассказывал мно- го историй о том, как лепил ударни- ков. М.С. – У меня их была целая бригада, шесть сталеваров. Впоследствии, когда в нашей стране восторг по поводу тру- дящихся умерялся, позировать стало просто некому. Ведь это довольно уто- мительно. И я переключилась на пей- заж. Да и Лена не даёт мне расслаблять- ся. Она всегда берёт меня с собой на все вылазки с этюдником. Интересная штука: мы подчас и пишем с одной и тойже натуры, но получаем кардиналь- но разный результат. Признаюсь, дочь пыталась повлиять на меня, на способ моего изобразительного самовыраже- ния, но ничего не вышло. Моя манера – как часть меня. – Так и разжигает спросить: преем- ственность в профессии – резуль- тат долгой подготовки и кропотли- вых бдений над мольбертом в роди- тельской мастерской? М.С. – Как ни странно, ни одного урока собственному ребёнку я не дала, хотя с её друзьями занималась. Изобрази- тельное искусство – сознательный и са- мостоятельный выбор Елены. И все трое её детей пошли той же стезёй. – Ах, теперь смысл такой уди- вительной разно- сти вашего твор- ческого видения несколько прояс- нил ся . Елена , ваши произведе- ния, даже не гово- ря о преоблада- нии городских сю- жетов, отличают- ся какой-то осо- бой структурностью, архитектур- ностью… Е.Н. – Мне действительно нравятся дома, архитектура. Оттого, наверное, и лес получается архитектурный. Это уже стало практически моей официальной идеологией как художника. Я смотрю на свои работы с точки зрения формы, организуя на листе определённое про- странство. Внутренняя форма архитек- туры – вот что привлекает. Недавно ез- дила в Италию, изучала, как располага- ются фрески внутри храмов. Отметила интереснейшую вещь: фрески букваль- но обтекают внутреннее убранство, создавая неповторимый пластический эффект. Для меня это подобно застыв- шему времени. Будто бы живопись – жизнь, а архитектура – время. Они сое- диняются, и жизнь плывёт по архитек- туре. Говоря об этом, не могу не упомя- нуть ещё об одном открытии, которое было сделано во время двухмесячной поездки в Париж. Любой художник, наверное, мечтает попасть туда. Но вспоминаю я этот город даже не в связи с рисованием. Именно в парижском Лувре я осознала непрерывность, пре- емственность истории искусств. В зна- менитом музее открылась взаимосвязь между всеми теми отдельными произ- ведениями, которые приходилось ви- деть до того. Искусство – это течение времени, это единое пространство. Лучше всего форму данного простран- ства, как я уже заметила, отражает ар- хитектура. Особенности архитектуры – Архитектура – тема актуальная, поскольку города неуклонно раз- растаются, новое подминает ста- рое. Причём, по моим наблюдени- ям, отношение к старому в нашей стране странное. Или пылинки сду- вают, прячут за заборами, оцепля- ют кордонами, или плюют, разбаза- ривают, разрушают, незаконно сносят. В Италии люди просто жи- вут среди своей истории, не воспри- нимая артефакты древности как неприкосновенные святыни. Гуляют сре- ди дворцов и сидят ночами на прохлад- ных ступеньках хра- мов. Е.Н. – Полагаю, что в России просто непра- вильный взгляд на ар- хитектурное наследие. С одной стороны, памят- ники охраняют, с другой – ещё большее их число уже практически невозможно восстановить, настолько они запуще- ны. В тойже Италии в Равенне, где я не- давно побывала, сохранились церкви VI-VII веков. Или Париж, где рядом бу- дут стоять постройка современная и та, чей возраст исчисляется восемью сто- летиями. Охраняются они одинаково, и причинение ущерба обеим будет с точ- ки зрения закона иметь одинаковые последствия. Наверное, ответ заключа- ется в самом том факте, что люди живут в этом пространстве, рядом с древними домами и соборами. И нормально, с уважением к этому относятся. Самое же главное, что я отмечаю для себя в за- падноевропейских городах, – там бере- гут силуэт города. В той же Москве за- стройка и «перекройка» районов и улиц идёт настолько неупорядоченно, что истинные очертания столицы пом- нят теперь разве что старожилы. То есть максимум, о чём могут подумать у нас, – форма здания. Истинный же ар- хитектор обязан предвосхищать, как будет смотреться небо на фоне постро- ек, будет ли его видно вообще. –Как высчитаете, в чёмзаключает- ся основная проблема архитектуры современных российских городов, в каком направлении развивается архитектурная мысль наших градо- строителей? Мария САПРЫКИНА: Интересная штука: мы подчас и пишем с одной и той же натуры, но получаем кардинально разный результат. Признаюсь, дочь пыталась повлиять на меня, на способ моего изобразительного самовыражения, но ничего не вышло. Моя манера – как часть меня Мария САПРЫКИНА «Осенний вечер»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz