Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
45 гид И М Я Не расхищал, не продавал, не торговал, не прятал № 51 (173), 12 – 18 декабря 2011 г. Директор Оружейной палаты Д. Д. Иванов. 1922–1929 гг. Кремль 1 922 год окончательно связал судьбу Дмитрия Иванова с Кремлём. 11 января он назначен экспертом Отдела музеев Главнауки Наркомпроса в Комиссию Особоуполномоченного ВЦИК СНК по учёту и сосредоточениюценностей при- дворного ведомства, хранящихся в Кремле. Работа эта заняла 8 месяцев на- пряжённого труда в неимоверно тяжё- лых условиях. Дмитрий Дмитриевич с первого дня вступил в бескомпромисс- ную борьбу за памятники искусства. Он атаковал правительство письмами о высоком значении ценностей, о необхо- димости сохранить их ради поддержа- ния и развития уровня культуры буду- щих поколений. «Все известные в исто- рии попытки использовать произведе- ния искусства для поднятия финансов оказались сплошь неудачными. Резуль- тат неизменно был такой же, как если в засуху выходить в поле и поливать его из лейки. Пользы никакой, но вред от утра- ты культурных ценностей не замедлит дать о себе знать». В одном из своих отчётов Дмитрий Дмитриевич писал, что работа велась «с утра до вечера, в необыкновенно бы- стром темпе, разбирая за день сплошь и рядом по несколько сотен предметов са- мого разнообразного качества от пер- вейших в мире до самых грошовых, опре- деляя бесповоротно их судьбу и значение в несколько мгновений…» 27 апреля 1922 года Дмитрия Дмитрие- вича назначили заведующим Оружей- ной палатой. Он сразу же наметил кон- цепцию нового музея: из хранилища «царского быта» Оружейная палата превращалась в музей шедевров декоративно-прикладного искусства, «образцов исключительного мастер- ства, созданных при совершенно особых условиях, при неограниченных возмож- ностях, при сосредоточении всех средств страны в одной точке и для одной цели» (из записки Д. Д. Иванова «Об устройстве музея Московской Ору- жейной палаты»). Началась сложная работа по переустройству экспозиции, с учётом интересов победившего проле- тариата. Пришлось убрать из неё мемо- риальные царские вещи, например, люльку Александра I (спустя несколько лет она была возвращена в фонды му- зея). Это был вынужденный и един- ственно верный путь спасения в новой политической обстановке. Он не ограж- дал все предметы от «волевого изъятия на нужды текущего момента», но давал основания бороться за их сохранение. Иванов отдаёт все силы на обустрой- ство музея. Он получает дополнитель- ные экспозиционные помещения – апартаменты цесаревича, при исполь- зовании царских покоев для жилья пар- тийных работников «под гобеленами XVIII века ставились самовары, на ауг- сбургских столах сушились детские пе- лёнки» (Тутова Т. А.) Присоединение залов стало спасением для самих залов и находящихся в них ценностей. Правда, в 1925 году плоды 5-летних трудов были ликвидированы после рас- поряжения ВЦИК «срочно очистить… апартаменты». Важной вехой в историиОружейной па- латы явилось создание Учёного совета, давшего, по определению Д. Д. Ивано- ва, «всей жизни музея устойчивое и ав- торитетное руководство». Помимо ор- ганизационной деятельности Дмитрий Дмитриевич много внимания отдаёт борьбе за сохранение художественных комплексов и отдельных произведений искусств. В 1922 году он решительно отстаивает ценности музейного значения от пере- дачи в Гохран и требует возвращения тех, что были изъяты волевым поряд- ком. С помощью руководства Нарком- проса ему удалось добиться пересмотра свезённых в Гохран сокровищ. Создана специальная Музейная комиссия. В Окончание. Начало в №50 (172) Оружейная палата Московского Кремля
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz