Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

23 экономика Э Н Е Р Г Е Т И К А № 51 (173), 12 – 18 декабря 2011 г. – Сергей Геннадьевич, для начала, если не возражаете, поговорим о реформах. Мне всегда казалось, что, встраивая электроэнергетику в рынок, российские специалисты последуют опыту США, где передачей и сбытом электроэнергии всегда занимались компании-произво- дители. Однако у нас энергетический ры- нок был устроен иначе. Почему? – Потому что стартовые условия были иными. О рынке мы вспомнили только в начале девяностых, когда энергоком- плекс давно сложился. Огромный, ста- реющий, трудно перестраиваемый. С ним надо было срочно что-то делать. Но что?Вот тогда, чтобыразработатькакие- то стандартные механизмы, позволяю- щие прозрачно управлять обширным хозяйством, и создали РАО ЕЭС. Если вы помните, однажды в каждой из областей большого государства появи- лись Воронеж-, Тамбов-, Курск-, или, как у нас, «Липецкэнерго». И каждое из этих «энерго» включало региональные электростанции. В нашем случае три – Липецкую, Елецкую и Данковскую те- пловые. Туда же входили комплекс ЛЭП и трансформаторные подстанции, а также службы, занимавшиеся работой с клиентами. А потребителей энергии у нас 315 тысяч в области и ещё 300 тысяч в городе. Это так называемые физиче- ские лица и плюс ещё 12 тысяч юриди- ческих лиц. Их и обслуживали «Липецкэнерго» и другие муниципальные организации. То есть производством, доставкой и прода- жей продукта занялась одна крупная корпорация. Порядка стало больше. Но вскоре выяснилось, что и эта схема не лишена недостатков. И главный – спе- циалисты убедились, что улучшать со- отношение «цена – качество товара» в монопольной среде практически невоз- можно. Требовалась конкуренция. А как её создать в одной гигантской даже не компании, а отрасли? Ответ очеви- ден: только разделив целое на более мелкие структуры. А вот что именно де- лить? Начали с того, что проще. Со стан- ций. Почему? Да потому, что, задав себе элементарный вопрос, что случится, если вдруг кто-то откажется произво- дить электроэнергию, энергетики обна- ружили, что ничего не случится. Дефицита на рынке электроэнергии нет, и если одна из станций перестанет подавать энергиюв сеть, эстафету с удо- вольствием перехватят другие постав- щики – атомные станции. Это прибли- зительно 15 процентов генерирующих мощностей. Их как стратегический ре- сурс оставили в собственности государ- ства, собрав все АЭС под эгидой «Роса- тома». Кроме того, гидроэлектростан- ции – от сверхмощных сибирских, до умеренно мощных европейских – тоже оставили под контролем государства. А это ещё 15 процентов генерации. Что же осталось? 65-70 процентов те- пловых станций. Именно их разбили на куски и, наделив статусомюридических лиц, продали частникам. ТЭС, вошед- шие в территориальные генерирующие компании и получившие сначала вме- сто названий соответствующие поряд- ковые номера (ТГК-1, ТГК-2 и далее), и конкурируют сегодня друг с другом. Следующим этапом приватизации мог- ло бы стать деление передающих мощ- ностей. Но когда задумались о целесо- образности такого шага, поняли, что с экономической точки зрения он абсо- лютно бессмыслен. Линии электропе- редачи у нас исторически входят в еди- ную кольцевую энергосистему, и поре- зать её на участки было бы во всех смыслах шагом назад. Ну а строить до- полнительные ЛЭП к потребителям тоже смысла не имело и не имеет, по- скольку это колоссальные деньги, а ещё и земля. И именно поэтому энергоси- стема осталась монопольной. Её лишь разделили на межрегиональные сете- вые компании. Так появилась наша МРСК Центра со своим филиалом «Ли- пецкэнерго» и аналогичные им струк- туры на других территориях. – Однако монополистами остались и сбы- товые компании. Почему? – Де-юре конкуренцию на рынке элек- троэнергии практически ничто и никто не ограничивает. Де-факто энергосбы- товые компании созданы на основе та- ких же служб, действовавших в РАО ЕЭС. В своё время у них просто не было соперников. – Но сегодня они, вероятно, есть? – Да, есть. Есть даже закон, предписы- вающий создать конкурентную среду в сфере энергосбыта. И в нём, в частно- сти, прописано, что каждые три-пять лет власти должны проводить среди сбытовых компаний конкурсы на право обладания статусом гарантирующего поставщика. Однако ни одного такого конкурса пока проведено не было. При- чины? До сих пор не прописана проце- дура таких конкурсов. И это во-первых. А во-вторых, электроэнергия была и остаётся социально ответственным то- варом. Пустить сюда любое юрлицо до- вольно рискованно. В итоге можно по- лучить очередной «Водоканал», кото- рый давно уже стал для нас большой го- ловной болью. – ? –Дело в том, что в своё время водоснаб- жение многих городов и районов вла- сти поручили компаниям с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, и, как ре- зультат, появилась масса несостоятель- ных должников. Стоит ли множить их ещё и в электроэнергетике? – А чем, простите, энергосбытовые ком- пании отличаются от «водоканалов»? – Создавая нас, учредители позаботи- лись о подушке безопасности. Соб- ственный капитал ЛЭСК превышает 100 миллионов рублей, и это позволяет ком- пании оперативно решать все острые вопросы и, несмотря на неплатежи, не иметь никаких долгов. К нам нет пре- тензий ни у компаний, работающих на оптовомрынке, ни уМРСК, ни у налого- вой инспекции, ни у банков. Между тем, решая проблему неплатежей, мы очень активно сотрудничаем с ними. – Вы сказали, что с ЛЭСК и ГЭСК работают свыше 600 тысяч физических лиц и 12 тысяч лиц юридических. Практически вся область? – За исключением НЛМК и ещё трёх компаний, вышедших на оптовый ры- нок самостоятельно. НЛМК при его объёмах потребления и относительно ровной нагрузке на сеть это выгодно. Собственно весь энергорынок региона практически делят три этих субъекта. ЛЭСК и ГЭСК потребляют около 60 процентов, ну а остальное приходится на НЛМК. – Мы уже сказали о том, что ЛЭСК обрела статус гарантирующего поставщика, но так и не объяснили читателю, что это значит… – Это значит, что у ЛЭСК есть не только права, но и обязанности. И если обыч- ный поставщик может отказаться со- трудничать с несимпатичным ему по- требителем, то гарантирующий обяза- тельно заключит договор с каждым клиентом. Если у того, разумеется, есть возможность технологического под- ключения к сетям. И продавать элек- троэнергию гарантирующий постав- щик будет только по контролируемым государством ценам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz