Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

33 общество Р О Д сёстрами, учёбу в ле- гендарной мужской гимназии, три рево- люции, Гражданскую войну, НЭП, рожде- ние новой страны под названием СССР, бо- лезнь, заставившую замолчать раньше времени… Большие способности маленького мальчика заметили все и сразу. Саша рисовал всё, что привлекало его вни- мание. Но не только художественные способности юного Малишевского удивляли окружающих. Его иронич- ное, а подчас и сатирическое отноше- ние к действительности и самому себе – вот что было в нём так привлекательно. Уже в гимназии он рисовал шаржи на соучеников, преподавателей и горо- жан. Несмотря на сложную политиче- скую обстановку, десятые и двадцатые годы прошлого столетия в Ельце – это время бурного кипения культурной жизни, и в первую очередь в молодёж- ной среде. В эту пору Александр Мали- шевский – активный участник драма- тических, музыкальных и художе- ственных объедине- ний , т аких как «Сценотворчество», «Мозаика», Музы- кальные курсы Ше- пера… Даже призван- ный в Красную Ар- миюи направленный на фронт, Малишев- ский и там не теряет способности видеть в смертельно опас- ном нечто ирониче- ски проявляющееся. Он рисует и на войне. После возвращения домой он всего год проживёт в Ельце, а затем в 1921 году по приказу Главвоздухофлота направ- ляется в Москву, где сначала работает на заводе, а потом сотрудничает с ре- дакциями журналов «Сберегательное дело», «Военный вестник», «Красноар- мейская эстрада», «Мурзилка»… При жизни Александр Малишевский никогда не выставлялся. Только совсем недавно, в 2001 году, в Государствен- ном центральном музее современной истории России вМоскве экспонирова- ли 200 работ нашего земляка. Так вот один из критиков отмечал, что «Мали- шевского отличает острое чувство сти- ля графики... Его работы выполнены в разнообразных стилях: от рафиниро- ванного позднего модерна и футуризма до жанровых сценок и карикатур»… И это при том, что Александр Петрович никогда и нигде рисовать не учился. Хотя это тоже не совсем верно. Мали- шевский, конечно, жил в ритме совре- менной жизни, откликался своей худо- жественной натурой на все её противо- речия, умел видеть смешное в страш- ном. То есть его учителем была сама действительность, многопластная, и нам – сегодняшним – уже непонятная. В это самое время взошла звезда кари- катуриста, человека, которого Гитлер наряду с Чарли Чаплиным назвал сво- им личным врагом и приказал при взя- тии Москвы повесить вместе с Юрием Левитаном на воротах Кремля. Борис Ефимов – классик политической кари- катуры – становится кумиром Мали- шевского и его заочным учителем. Не- которые свои работы Александр Мали- шевский даже подписывает «Ефим Бо- рисов». Малишевский умеет посмеяться над всем: над теми, кто на трибуне, и над теми, кто под забором, над собственной бедностью, когда нет даже бумаги для рисования, и над барством нэпманов, он хоронит рубль и «доводит» до само- убийства человека, попавшего в зам- кнутый круг чиновничьего беспредела. А ещё он мастерски высмеивает себя, свою смертельнуюболезнь горла, кото- рая лишает его сначала голоса, а потом и жизни… Высота духа этого человека, этого негромкого художника впечатля- ет! И поражает его отчаянное желание рисовать, понимая, что время, эпоха и обстоятельства к нему безжалостны… В семье Малишевских наследие Алек- сандра Петровича бережно хранили. Свёрток работ, на котором рукой его сестры Надежды было написано: «Ра- «Беспризорники». 1926 г. Обложка журнала «Мурзилка» Шарж на Стрежнева. Елец Армейские рисунки Александра Малишевского «Похороны рубля». 1925 г. № 50 (172), 5 – 11 декабря 2011 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz