Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

50 Церковные праздники, иконы и святые гид К А Л Е Н Д А Р Ь «История Лебедянского края» (1605–2007), Н. Кривошеин, Ю. Первицкий, Липецкая энциклопедия 7 декабря 14 декабря № 49 (171), 28 ноября – 4 декабря 2011 г. Актёр по Станиславскому Журналист, редактор, писатель Лауреат Нобелевской премии 10 декабря (сб.) – Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», образ которой является одним из наиболее рас- пространённых среди русского народа. Икона изображает Бого- матерь с молитвенно поднятыми руками и являемым на лоне Её Божественным Младенцем. Икона эта весьма древнего происхожде- ния: в Риме, в катакомбах святой Агнии, есть роспись IV века подобного образа Богоматери. В Греции в таком виде изо- бражалось Рождество Христово, и только у нас, в России, такие иконы получили наиме- нование «Знамение» – чудо особой милости Божией Матери. А называться так они стали после чудесного Знамения от новгородской иконы, случившегося в 1170 году. Эта икона дала название последующему русскому иконографическому типу. А в том далёком году соединённые силы русских удельных князей напали на Вели- кий Новгород для его захвата. Их войска стояли под стенами города. Осаждённым оставалось уповать лишь на Божию помощь. На третий день осады услышал архиепископ Новгородский Илия голос, повелевший ему взять из церкви Спаса Преображения образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону понесли крестным ходом, враги пустили в шествие тучи стрел, и одна из них вонзилась в лик Богородицы. Внезапно из глаз Ее истекли слёзы и Образ повернулся лицом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый страх и ужас, новгородцы же, ободрённые Госпо- дом, открыли ворота, смело вступили в бой и победили. С того времени за иконой закре- пилось название «Знамение» Новгородская. Хочу немного написать о самой известной иконе «Знамение» Курской-Коренной, которая явлена 8 сентября 1295 года в окрестностях города Курска. До революции она пребывала в Курском Знаменском мона- стыре, сейчас же находится в Нью-Йорке (США) в Знаменском соборе. Икона эта – главная святыня Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). В сентябре 2005 года Президент России Владимир Путин посетил в США резиденцию Синода РПЦЗ и поклонился чудотворной Курской – Коренной иконе «Знамение». После краткого молебна Президент встретился с главой Синода митрополитом Лавром. «Это очень хороший знак восстановления единства русского народа при помощи объединения Церквей. Спасибо за воз- можность поклониться иконе – одной из самых почитаемых в русском народе», – сказал Президент России. Отметив, что диалог между Церквями продолжается, он подтвердил свою готовность «всячески способствовать этому процессу». И вот 17 мая 2007 года, как раз в праздник Вознесения Господня, состоялось вос- становление Единства русского народа – в храме Христа Спасителя в Москве был подписан «Акт о каноническом общении». Так Пресвятая Богородица Своей иконой «Знамение» свершила одно из главных чудес – воссоединение русских церквей. Составитель Игорь СОРОКИН 1922 год. В городе Усмань Воронежской губернии (ныне Липец- кой области), в семье Зинаиды Андреевны и Геннадия Фёдоровича Басовых родился сын Николай. Судьба уго- товила ему пройти труд- ный жизненный путь. Николай окончил школу в 1941 году. И почти сразу был призван в армию и направлен в Куйбышевскую военно-медицинскую академию. В 1942 году переведён в Киевское военно-медицинское училище, а в 1943 году, после его окончания, командирован в батальон химической за- щиты. С начала 1945 года и до конца войны с Германией воевал в составе 1-го Украин- ского фронта. В 1946 году Николай Геннадьевич Басов стал студентом Московского механического института (ныне Московский инженерно- физический институт), после его окончания в 1950 году поступил в аспирантуру этого института на кафедру теоретической физи- ки. С 1949 года Басов начинает работать в Физическом институте имени П. Н. Лебедева АН СССР. В те годы группа молодых физиков под руководством А. М. Прохорова при- ступила к исследованиям на новом научном направлении – радиоспектроскопии. Тогда же началось плодотворное сотрудничество Н. Г. Басова и А. М. Прохорова, приведшее к основополагающим работам в области квантовой электроники. Николай Геннадьевич Басов – академик, лауреат Нобелевской премии, один из осно- вателей квантовой радиофизики, директор ордена Ленина Физического института имени Лебедева АН СССР, одного из крупней- ших научных центров мира, дважды Герой Социалистического Труда, награждён пятью орденами Ленина, медалями. Академией наук ЧССР удостоен золотой медали «За за- слуги перед наукой и человечеством». 1936 год. В селе Черепянь Лебедянского района в крестьянской семье родился Николай Афанасьевич Смольянинов. Он окончил Лебе- дянское педагогическое училище и филологи- ческий факультет Липецкого педагогического института. В 1962–1977 годах работал в об- ластной молодёжной газете «Ленинец». С 1977 по 1990 годы перешёл на работу в областную газету «Ленинское знамя». В 1990 году создал и возглавил газету «Липецкие известия». Член Союза журналистов СССР и России, Союза писа- телей России. Автор пяти сборников повестей и рассказов. Награждён орденом «Знак Почёта», медалями. Умер 9 октября 2000 года. 1896 год. В Скопине (ныне Рязанской области) родился Василий Александро- вич Орлов, советский актёр театра и кино, режиссёр, театральный педагог, профессор. Сразу после его рождения семья переехала в Раненбург. Василий Александрович окончил школу МХАТ (третьей студии). С 1926 года работал актёром в Московском Художествен- ном академическом театре. С 1929 года пре- подавал в ГИТИСе, с 1943 года – профессор. Василия Александровича называли этало- ном актёра «по Станиславскому». Все, кто видел его на сцене, кто играл с ним – знают это. Даже воспоминания о его ролях (Дядя Ваня, Кулыгин, Сатин и Актёр в «На дне», Берёзкин в «Золотой карете» Леонида Лео- нова) – обжигающие. Сейчас уже невоз- можно представить себе никакого другого актёра в роли Берёзкина. Орлов – соавтор этой великой роли. Роль Кулыгина была итогом постижения драматургии Чехова Художественным театром. Для Орлова не существовало понятия амплуа, рядом с ним на сцене МХАТа жили невыдуманные люди. В Орлове жило то осо- бое чувство свободы, которое является ро- довой чертой театра Островского и Чехова: не свободы потакать своим прихотям, а свободы отказаться от них из чувства род- ства с другими, и которое определило даже внешний облик актёра, его манеру держать- ся, необыкновенную скромность. Василий Александрович Орлов – лауреат Сталинской премии первой степени (1949 год), народный артист СССР (1960 год). Умер Василий Александрович 9 мая 1974 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz