Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
46 культура Г О С Т Ь лает быть успешной, уходит в бизнес. Потому и нет притока свежей крови в искусство». СПРАВКА. Дмитрий Никитович родил- ся в 5 февраля 1955 году в Москве, в се- мье учёного металлурга НикитыИвано- вича Тугаринова и скульптора Софьи Ге- оргиевны Тугариновой. Уже будучи сту- дентом Московского государственного художественного института имени Су- рикова, Дмитрий Тугаринов помогал ма- тери, чьим основным занятием было ва- яние скульптурных портретов вождя социалистической революции. Тугари- нов вспоминает, что в его семье Ленина называли кормильцем. Об отношении к искусству на Западе «Мне приходилось работать за грани- цей. У них даже и рядом такого нет, как у нас! В 20-30-е годы прошлого столе- тия Европа и Америка переживали жуткий кризис. В то время как в СССР промышленная сфера пошла в гору. То есть у нас сформировались более бла- гоприятные условия для развития культуры и изобразительного искус- ства в частности. Запад терял свои по- зиции, а мы наращивали. У нас хорошо – у них плохо, как на весах. Только в на- стоящий момент их, западная, чаща пе- ревешивает. После развала Союза мы коснулись дна, и потребовалось много лет, чтобы всплыть ближе к поверхно- сти. Производство мы сейчас налажи- ваем и культурой занимаемся, но выде- ляемый на эту сферу бюджет оставляет желать лучшего. Если взять Швейца- рию, где мне довелось реализовать не- сколько проектов, – там тянутся ко все- му, всё интересно, так как своего такого же нет. Что характерно, над искусством довлеет коммерция: у всего есть своя цена, всё покупается и продаётся. В 1999 году я прибыл в Швейцарию ва- ять конный памятник Суворову. Там он – национальный герой. Причём, за- метьте, в этой стране законом запреще- но ставить военные монументы. Якобы они пропагандируют насилие. Итолько для Александра Васильевича сделали исключение. Смотровую модель в на- туральную величину делал прямо на альпийской вершине: особенности на- туры таковы, что надо лепить на месте. Да и не сделаешь никогда в мастерской так, чтобы идеально потом вписаться в ландшафт. А из чего лепить на верши- не? В дело пошёл битум, который я ме- шал с высокогорным песком. Потом добавил замазки, которой местные са- доводы заделывают срезы на деревьях. Через пару месяцев на горе красовался памятник непобедимому русскому пол- ководцу и его проводнику Антонио Гамбе из подсобного материала. Заказ- чикам работа понравилась, они пота- щили модель на вертолёте в литейный цех. Я и сам был доволен. Подумывал забрать после отливки модель к себе в московскую мастерскую. И что бы вы думали? Швейцарцы заставили меня подписать бумаги, по которым при- шлось отказаться от каких-либо пре- тензий на обладание моей же моде- лью». СПРАВКА. В 1999 году Дмитрий Ники- тович поставил в Швейцарии два па- мятника к 200-летию перехода армии Суворова через Альпы. Один на перевале Сен-Готард, а другой в Эльм, напротив дома, где полководец останавливался на ночлег перед походом через перевал Па- никс в 1799 году. Это не первый памят- ник, исполненный Дмитрием Тугарино- вым в Европе. В 1991 году он поставил в Бельгии, в культурном центре Кальмха- ут, скульптурно-архитектурную ком- позицию на тему свободы и насилия. О храме Христа Спасителя «Вспоминаю эпопею с возведением храма. Занимательная история, конеч- но. Самый главный вопрос того време- ни: как воссоздать такую махину с точ- ностью? Как строить? Это казалось не- возможным. Я не верил, что дело дви- нется дальше идеи. Ведь возведение разрушенного большевиками в 1931 году собора продолжалось сорок четы- ре года! И вдруг всё-таки начали! При- чём зимой, в декабре. Мороз градусов под тридцать. Стали заливать фунда- Ханс Христиан Андерсен Василий Суриков Фридрих Фальц Фейн № 49 (171), 28 ноября – 4 декабря 2011 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz