Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

40 Исповедальная Об этой роли она мечтала долго. За 35 лет служения в театре заслуженной актрисой России Еленой Борисовной Подрез сыграно более 80 ролей. Был период, когда она выходила на сцену не иначе как в образе старухи. А накопилось внутри много. Женского. Человеческого. Тёплого. Выстраданного. Что так хочется высказать. И вот – дождалась. Главный режиссёр Липецкого академического театра драмы имени Льва Николаевича Толстого Сергей Бобровский сделал актрисе настоящий подарок – роль Мари в новой постановке «Отель двух миров» «М не не хватало в жизни хоть чуточку тепла хоть от кого- нибудь!» – говорит героиня Елены Подрез. И плачет… А ты смотришь, видишь знакомого тебе человека, знаешь, что актриса вышла на сцену, превозмогая боль, волнение, и спрашиваешь саму себя: «Это плачет Мари или Лена?». Елена Борисовна всегда говорит, что актёр должен так играть на сцене, чтобы в зале зритель плакал настоящими слезами (там, где нужно поплакать). В момент моно- лога Мари в зале было пронзительно тихо, наверняка люди вслушивались не только в слова героини Подрез, они всматривались в себя: любили ли они, были ли любимы, согревали кого-нибудь своим теплом, дарили радость? – Я хочу сказать всем: «Останови- тесь! Задумайтесь! Жизнь может оборваться в любую секунду. Как мы живём?» Наш спектакль об этом. О том, что надо быть друг к другу мило- серднее, терпимее. Мне кажется, что спектакль найдёт своего зрителя, и обязательно люди нас услышат, поймут наш посыл. Свою героиню Елена Подрез «ис- кала», копалась в своих «кладовых». Даже по-вологодски окала на первых читках. А потом – вдруг – вспомнила одну свою знакомую. Она, как и Мари, была уборщицей, растила троих детей. Семья жила очень бедно, и Елена Борисовна по мере своих сил им помогала. Той женщине стыдно было даже пойти в театр – не в чем. Вот её-то и сделала прототипом своей роли Подрез. – Я очень хочу пригласить её на спектакль. Только, к сожалению, мы потеряли связь. Дети её выросли, она встала на ноги и перестала нуждаться в моей поддержке. И теперь уже мне хочется поблагодарить её за мою Мари. Героиня Подрез – маленький человек, уборщица Мари, которая всё про себя знает: что она – уборщица, что люди к ней именно так и относятся, что роди- тели дали ей имя Мари только потому, что предполагали: её удел – тряпка и ведро. А она хотела любви! Она хотела учиться! Она могла бы стать философом! Но у неё родилось много братьев и сестёр, за которыми нужно было ухаживать, поэтому учиться она не имела возможности. Потом у неё появился муж, который любить не умел, да и ей не позволял. Всю свою любовь она отдавала дочкам, а женскую сущность растрачивала по пустякам. Так и подорвала своё серд- це, впала в кому и оказалась в «Отеле двух миров» – между небом и землёй. Для русского театра очень ха- рактерна любовь к маленькому человеку. Это пошло ещё от Гоголя, с трепетом писавшего именно про таких «маленьких людей». Быть может, для французов, а автор пьесы франко-бельгийский драматург Эрик- Эмманюэль Шмитт, такой образ и не является центральным, но в нашей традиции на нём и держится драма- тургия. Елена Подрез нашла для своей героини некий жест, ярко характеризующий её именно как маленького человечка: Мари постоянно с чего ни попадя стряхивает пыль и настойчиво теребит нижнюю пуговичку на кофточке. Её Мари как будто постоянно извиняется, она даже ходит немного боком, осторожничает, чтобы никого не задеть, не помешать, сделать своё появление незаметным. Ей надо всегда чем-то занимать свои руки, только так она занимает свою голову. – Я влюбилась в свою героиню, – откровенничает Елена Борисовна. – И когда поняла её, то захотела сделать Мари очень ранимой, трогательной. Она хороший, добрый человек. Конечно, не влюбиться в Мари невозможно. Даже, казалось, бесстрастный Доктор С. в исполнении народной артистки России Ольги Александровны Овчинниковой попадает под тихое обаяние героини Елены Подрез и, прощаясь, открывает ей путь на Небеса, на Суд Божий. … Потом внимательные зрители увидят стрелочки на дверях лифта, указывающие направление движения кабины... И всё станет проще. То, что «Отель двух миров» двинул наш театр вперёд или вверх, как кому удобнее, это несомненно. Это, пожалуй, главная победа Сергея Бобровского, сумевшего вернуть театр на исконное его место – одного из воспитателей душ и сердец человеческих. . Евгения ИОНОВА Павел ОСТРЯКОВ (фото) № 49 (171), 28 ноября – 4 декабря 2011 г. культура Р О Л Ь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz