Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

32 Б Ы Л О Е И Д У М Ы общество № 49 (171), 28 ноября – 4 декабря 2011 г. историка, располагающего цифрами, фактами. Это впечатление рядового читателя. Но именно этим оно и инте- ресно. Читательские письма как раз и свидетельствуют о широчайшем диапа- зоне тем, обсуждавшихся провинци- альным обществом. Более того, в каком-то смысле они могут быть при- мером и для современной журналисти- ки, очень часто забывающей об обрат- ной связи. – Ну а как быть, если читатели из века в век повторяют банальные страшилки, что Дон пересохнет, а рыба, извините, пе- редохнет? – А что вы скажете, прочитав, напри- мер, что «Недавно открытый при на- шем (Лебедянском) земстве склад зем- ледельческих орудий и машин функцио- нировал в этом (1895) году сравнитель- но недурно. Продавались плуги, косы, которых разошлось до 1000 штук, и дру- гие мелкие орудия. Замечательно, что главными покупателями являлись крестьяне…» Вообще хочу подчеркнуть, что большинство газетных материа- лов на злобу дня. Вот один из них: «В г. Лебедяни учреждено «Общество трезвости». Значение этого общества уже начинает сказываться. В прежнее время праздные люди часы досуга убива- ли в питейных или других увеселитель- ных заведениях, конечно, не без убытков и греха; теперь же, с учреждением обще- ства трезвости, те же люди каждое воскресенье в 4 часа пополудни спешат в храм Божий, где священник при строй- ном хоре певчих совершает службу, чи- тая акафисты Спасителю, БожиейМа- тери и другим святым, а в конце службы говорит внятно народу назидательное слово о вредных последствиях, происхо- дящих от вина, и о пользе трезвости». Согласитесь, от сельхозорудий до об- щества трезвости – это всё-таки дипа- зон. – Мне кажется, что автор, уверяющий, будто завсегдатаи питейных заведений вдруг поспешили в храм, всё-таки пого- рячился… – Но «Ведомости» и не скрывают того, что слово о пользе трезвости не всегда достигает цели. Вот другое, не менее любопытное письмо: «Хор певчих под руководством дельного регента достиг относительного совер- шенства. Слушая мелодичное пение, го- рожане приходят в восторг. По общему отзыву оказывается, что такого хоро- вого пения в г. Лебедяни ещё никогда не было. Собственно говоря, если и есть в хоре некоторые недостатки, но они не- значительны и легко исправимы, если басы и тенора умерят, например, упо- требление вина и водки...» И ещё одно сообщение. Уже не из Лебе- дяни, а из уездного села Тёплое: «К «Обществу трезвости» местное на- селение относится не совсем доброже- лательно. Есть люди, которые так го- ворят: «Если я захочу не пить-то водки, так я и без этого общества не буду пить! Да и как нам не пить-то её? Ведь мы без неё никуда... ни одного дела не сделаем! Даже на сходах мирских без водки дела не спорятся». Словом, питейная проблематика – от- нюдь не наше нынешнее достижение. Скорее, национальное «достояние», с которым обществу безуспешно прихо- дится бороться уже очень много лет. Впрочем, это к слову. А главное – газета объединила людей неравнодушных, любящих свой город, создавших мно- гое из того, чем мы и сегодня гордимся. Старинная архитектура, различные стили, церкви, наши знаменитые тор- говые ряды. Поверьте: человеку, вы- росшему в Лебедяни, всё это очень до- рого. И это, я знаю по собственному опыту, передаётся из поколения в поко- ление. – Вам эта любовь тоже досталась по на- следству? –Может быть. Родные места, во всяком случае, очень любил мой дедушка. В старости, когда ему пришлось оставить сапожное ремесло, он очень много рас- сказывал мне зимними вечерами о сво- ём детстве, юности, о конных частях ге- нерала Мамонтова, входивших в город. О том, как жило крестьянство и чем за- нималось в 20-е годы. О послевоенной Лебедяни во время на- ших прогулок с удовольствием вспоми- нал и отец. А он был хорошим рассказ- чиком. И эти рассказы навсегда оста- лись в моей памяти и повлияли на круг моих интересов. Почему я так подроб- но говорю обо всём этом? Да потому, что история для меня никогда не была суммой абстрактных знаний. Она была всем тем, что меня окружало с детства. Подмонастырный лес – последний ре- ликт, остаток тех мощных дубовых ле- сов, которые некогда в изобилии под- ходили кЛебедяни. Здесь во время вой- Лебедянские оконца Дом Евгения Замятина

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz