Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
31 общество Б Ы Л О Е И Д У М Ы № 49 (171), 28 ноября – 4 декабря 2011 г. делал то, что делали сверстники. В на- чале семидесятых, когда они традици- онно выбирали военные или техниче- ские вузы, он подал документы в Лебе- дянское педагогическое училище. В на- чале восьмидесятых, когда такие же, как и он, выпускники истфака Липец- кого пединститута искали и находили тысячи способов сравнительно честно «откосить» от школы и зацепиться в областном центре, он отправился назад в Лебедянь и 23 года посвятил препода- ванию истории, социологии, филосо- фии и прочих общественных дисци- плин. В начале нулевых он решительно расстался с Лебедянским сельскохо- зяйственным техникумом и стал науч- ным сотрудником, а через запятую, как он с юмором говорит о себе, заведую- щим отделом истории местного крае- ведческого музея. – И как вам в ипостаси хранителя древно- стей, Юрий Петрович? – не мог я удер- жаться от наивно-ехидного вопроса в тон, ожидая услышать печальный рассказ про зарплату – хорошую, но маленькую. Однако ошибся. – Замечательно, – мо- ментально отреагиро- вал Первицкий. – Вы знаете, недавно я ду- мал об этом. И, самое удивительное (!), не открыл ничего нового. Всё, как в очередной раз выяснилось, начи- нается в детстве. Толь- ко ранние впечатления бывают настолько яр- кими, контрастными, запоминающимися, что потом стано- вятся своеобразным стержнем, позво- ляющим многое начинать сначала. В том числе радикально пересматривать взгляды и на образ жизни, и на профес- сию. Правда, в моём случае было не- сколько мягче, потому что профессиюя выбрал правильно. Несмотря на то, что мой отец, педагог-математик (а я ро- дился в семье педагогов), очень хотел, чтобы я пошёл по его стопам, я всегда был влюблён в историю. Почему? Да потому, что, во-первых, мне повезло появиться на свет в Лебедяни, а во- вторых, не просто в Лебедяни, а в Стре- лецкой слободе, где селились стрель- цы, пришедшие охранять южные рубе- жи российского государства, и их по- томки. И всё, что нас окружало, было историей. Эту историю я впитывал с детства, и, наверное, поэтому чтение «Тамбовских губернских ведомостей» стало для меня своеобразным путешествием в прошлое, где очень многое было знако- мо. Я буквально кожей ощущал и вкус, и аромат, и атмосферу ушедшей эпохи, и настроения людей, живших на том же самом пространстве. Но в другом вре- мени… «7 сентября. Утро. С церковной коло- кольни раздаётся торжественный бла- говест. …под окнами целые вереницы ни- щих клянчат милостыню. Навстречу часто попадаются крестьяне и из дру- гих сёл, судя по костюмам, из дальних. Вы невольно задаёте себе вопрос: почему сегодня, несмотря на пасмурный день и на то, что храмовой праздник будет лишь только завтра, можно читать на всех лицах какое-то веселье, какое-то торжество? …Сегодня освящение одного из двух новых приделов в местном храме …правого придела во имя Рождества Пресвятой Богородицы». Речь идёт о церкви в селе Слободка. Годы идеологического террора не мог- ли не сказаться на религиозных чув- ствах народа. Однако было бы ошиб- кой думать, что в добрые старые време- на православию ничто не угрожало… Угрожало. И об этом откровенно писа- ли мыслящие лебедянцы. «Одним из признаков конца XIX столе- тия является, между прочим, и индиф- ферентное отношение к религии. При- чём этот признак стал заметен не только в интеллигентном кругу, а и в низшем – крестьянском. Каких-нибудь 20 лет тому назад крестьянин считал величайшим грехом вкусить скоромного в пятницу и середу, теперь же он счита- ет за что-то маловажное поесть моло- ка даже и в посты… и хотя вера в народе ещё велика и крепка, но уже нельзя всё- таки не отметить в нём общего сравни- тельно упадка религиозного чувства». Конечно, это не мнение уважаемого Христорождественская улица сейчас Недавно вышел в свет сборник краеведа Юрия Первицкого «Лебедянский край на страницах тамбовской прессы (1838–1916)»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz