Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
46 культура П Е Р С О Н А вечерам с конца 80-х годов интерес у публики начисто отшибло. Все были заняты совсем другими делами. И в те- атры меньше ходили. Сами знаете, что в итоге выросло из нашей культуры. Но она держится и будет держаться! Что касается жанра художественного слова, то, конечно, интерес снова просыпает- ся. В последние четыре года в зале Чай- ковского наконец-то возродились поэ- тические вечера. Пробуждается и инте- рес к настоящим музейным ценностям. В этом смысле могу сказать, что мы с женой сегодня были совершенно оча- рованы Липецком. Поездили по горо- ду, осмотрелись. Увидели достоприме- чательности и заброшенности, страш- ные облака над комбинатом и чудесно- го Петра I авторства Клыкова. Нас просто изумил потрясающий музей Виктора Семёновича Сорокина, где мы встретили необыкновенного москов- ского скульптора Дмитрия Тугаринова. Вдруг в Липецке столкнулись два сто- личных жителя! Так и обнаруживают люди друг друга! А потом ещё и крае- ведческий музей. Музейщики настоль- ко скрупулёзно следят за своим учреж- дением! Всё – от старины и потомков тех, кто жил в Липецке, вплоть до се- годняшнего дня. Это было поистине прекрасно. Ничто хорошее не убывает. Оказывается, Вениамину Смехову уже случалось видеть город, о чём он и по- ведал вечером 21 ноября своим по- клонникам, собравшимся в зале Акаде- мического театра драмы: – Мне приятно через тридцать с лиш- ним лет оказаться в Липецке, где сни- мался фильм «Середина жизни». Лен- та была на производственную тему о двух металлургических гигантах – в Свердловске и Липецке. Мне есть, что вспомнить об этом городе. Например, как во Дворце бракосочетания в 1976 году состоялась свадьба моего героя и актрисы Татьяны Лавровой. По сюже- ту Лаврову у меня отбивал мой друг – актёр Леонид Дьячков. Липецк запом- нился яблочным городом Петра Вели- кого. «Середина жизни» – и у меня тогда была середина. И вот, спустя ещё половину, мне посчастливилось вер- нуться сюда. А накануне этой поездки произошло замечательное событие. 20 ноября в просмотровом зале «Мосфильма» прошёл закрытый показ картины, соз- данной одним из самых дорогих для меня людей – Никитой Высоцким. «Спасибо, что живой» – так называет- ся эта работа. И была она посвящена судьбе и творчеству Владимира Семё- новича Высоцкого, с которым я бок о бок прослужил на Таганке шестнад- цать лет. В «Гамлете», где Володя играл главную роль, я был королём Клавдием. И всё будто бы позавчера. Мы отправились на сеанс вместе с Ва- лерием Золотухиным. Там встретили директора «Мосфильма» Карена Шахназарова и съёмочную группу, жену Высоцкого и мать двоих его де- тей – Людмилу. И Владимира Влади- мировича Путина. Вот такая компа- ния сидела в нашем ряду. Нас всех ско- вала одна и та же необыкновенная, слезоточивая любовь и удивление. Фильм сделан сильно, эмоционально, мастерски. И сквозь всё повествова- ние пробивается тема отца и сына. Как будто уйдя, Владимир Высоцкий все эти годы посылал Никите некое сооб- щение – открыть его живым. Настоя- тельно советую и желаю всем увидеть фильм. Кстати, я начинаю верить в мистику. Люда Абрамова-Высоцкая на показе сидела рядом со мной, мы разговаривали. И вдруг, добравшись до Липец- ка, я вспомнил, как в 1976 году попросил её сыграть в фильме «Се- редина жизни»! Она играла роль моей бессловесной возлюбленной! Вы представляете, какое совпадение? «А теперь гасите свет! Я буду разговаривать по секрету» Свет погас, и актёр театра и кино, ре- жиссёр, литератор и чтец Вениамин Бо- рисович Смехов приступил, собствен- но, к поэзии. Наверное, от волнения или от того, что не успел как следует на- строиться, в первом же стихотворении артист досадно запнулся – забыл текст. С кем не бывает? Поразительным обра- зом неловкая ситуация разрешилась – кто-то из первых рядов подсказал сле- дующую строчку… И мощные строфы Маяковского вновь понеслись в зал. Чтобы дальше – уже без заминок – че- канясь, нарастать. – Владимир Маяковский – и опять со- впадение. Вчера с Золотухиным мы вспоминали гонимый в прошлом спек- такль Любимова «Послушайте!» по произведениям Маяковского. На дворе – 1967 год. Постановке было сложно выжить – времена такие, но она удер- жалась и сделала очень многое для всех нас. В числе исполнителей роли поэта был и Высоцкий. Маяковский, Северя- нин, Саша Чёрный, Бродский, Высоц- кий, которых я сегодня читаю, чем-то похожи. И знаете чем? Верностью стро- ки, музыкой, рифмой. И тем, что все они обладали чувствомюмора, – рассу- ждал Вениамин Смехов. От Маяковского – к Игорю Северяни- ну. Эти двое одновременно и души не чаяли друг в друге, и враждовали. Мая- ковский воспевал пролетариат, а Севе- рянин – любовь. В легендарном «Обла- ке в штанах» из «политических сообра- жений», как в ту пору выражались, пе- вец любви и декадент был буквально распят: Как вы смеете называться поэтом и, серенький, чирикать, как перепел! Сегодня надо кастетом кроиться миру в черепе! –Помню, как учил совсем неоперивше- гося Сашу Калягина правильно читать Северянина, – предваряет стихотворе- ние «Русская» Смехов. – Учил его пра- вильно, по-декадентски деградировать и загни- вать. Саша Чёрный – имми- грант, первый редактор стихотворений Набоко- ва, сатирик – высоко ценим Вениамином Бо- рисовичем. Александру Михайловичу Гликбер- гу (а именно таково настоящее имя стихотворца) посвятил немало тёплых слов и воспоминаний. – Для взрослых он был Сашей Чёрным, а для своих детей – Сашей Белым, – по- вествует чтец о непростой судьбе гения Серебряного века. – Он погиб на своей маленькой даче во Франции, спасая от пожара горящий соседский дом. Тут же подле него умерла его собачка. Какие мистические вещи опять! № 48 (170), 21 – 27 ноября 2011 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz