Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
25 экономика Л И П Е Ц К И Й О П Ы Т № 5 (127), 7 – 13 февраля 2011 г. меня на это совещание заведующий от- делом сельхозмашиностроения Гос- плана СССР Пономарёв предложил: «Александр Александрович, может быть, есть смысл предоставить слово присутствующему на совещании глав- ному конструктору трактора Дурмано- ву?» «Я его сюда не приглашал», – жёстко ответил министр. Но ещё более красноречивая история произошла по- сле совещания, когда к Ежевскому по- дошёл заведующий отделом мобиль- ной энергетики Украинского НИИ ме- ханизации и электрификации сельско- го хозяйства профессор Юшин и поин- тересовался: «Александр Александро- вич, вот вы выступаете против тракто- ра ЛТЗ-145, а в изданном в вашем ве- домстве обзоре отмечается, что именно он наиболее полно отвечает требова- ниям развития современных сельско- хозяйственных технологий». Взятый у Юшина документ исчез в портфеле ми- нистра, а на следующий день редактор со слезами на глазах рассказала, что по Министерству экстренно вышел при- каз, предписывающий уничтожить весь тираж (около 1000 экземпляров), а ей объявлен выговор с лишением пре- мии. И теперь, возможно, у меня хра- нится единственный экземпляр того обзора. После этого эпизода у меня уже не оставалось иллюзий. Минчанам уда- лось продавить свой трактор. В 1983 году было принято решение о его про- изводстве в Липецке. – А как была воспринята новость на ЛТЗ? – По-разному. Чиновное руководство немедленно взяло под козырёк. Иначе можно было поплатиться должностью. Конструкторам, как, впрочем, и боль- шинству коллектива, минский подки- дыш был явно не симпатичен, посколь- ку победил не в честной борьбе, а был откровенно навязан министерством. Я продолжал борьбу за интегральный трактор. Но приказ о прекращении всех работ по трактору ЛТЗ-145 был уже из- дан. По чертежам МТЗ липчане заказа- ли на минских заводах автоматические линии для производства МТЗ-142. Кон- структорское бюро МТЗ победило. Но это была Пиррова победа. – Почему? – Потому что дальновидные исследова- тели, а таковые были и в Минске, пони- мали, что творческое состязание они проиграли. Ну а фальшивый триумф МТЗ-142 не более чем результат заку- лисной игры в одни ворота, срежисси- рованной руководством Минсельхоз- маша. Ради чего? Как ни грустно, ради авторских свидетельств, патентов, пре- мий, орденов и прочих знаков внима- ния, призванных удовлетворить «твор- ческие» и материальные амбиции руко- водителей ГСКБ МТЗ и их министер- ских соавторов. О б этом своём периоде жизни Дур- манов писал: «Перед коллективом ЛТЗ был поставлен ультиматум: или выделение средств на реконструк- цию завода под серийный выпуск трак- тора МТЗ-142, или никакой рекон- струкции и никакого хода трактору ЛТЗ-145. Для осуществления этого за- мысла прежде всего были подобраны для ОГК ЛТЗ покорные руководители, которым недороги ни государственные средства, ни многолетний творческий труд конструкторов, ни готовый уже к серийному выпуску ЛТЗ-145, который может пользоваться спросом многие годы и к которому уже проявили инте- рес потребители. Они не брезгуют ни- какими средствами для искоренения духа интегрального трактора. Пять го- товых тракторов ЛТЗ-145 сокрыты от постороннего глаза под брезентом в 30 километрах от Липецка на опытно- полевой базе завода. Приказом директора была ликвидиро- вана должность заместителя главного конструктора по интегральному трак- тору, мне предложили уволиться с заво- да или написать заявление на пониже- ние в должности. Я сказал: – Мной за 17 лет работы на заводе не написано ни одного заявления на повы- шение и заявления на понижение, тем более на увольнение с завода от меня не дождетесь. – Это ещё посмотрим, – пригрозили. Н а долгие четыре года Александр Сергеевич Дурманов стал для род- ного завода персоной нон грата. Ему запретили вести разговоры о трак- торе ЛТЗ-145, пользоваться междуго- родним телефоном, пересадили из ка- бинета в общий зал, загрузили мелкой рядовой работой. Впрочем, потом со- всем перестали чем-либо загружать и прекратили выдавать зарплату. Всё из- менилось в 1987 году, когда Дурманов спешно вместе с трактором ЛТЗ-145 был вызван в Москву к заместителю председателя Совета Министров СССР Ивану Степановичу Силаеву. В итоге появилось распоряжение продолжить работу над более перспективным инте- гральным трактором. Александр Серге- евич вновь стал героем многочислен- ных газетных статей. Была собрана первая партия интегральных тракторов ЛТЗ-155. И пусть никого не смущает новый цифровой индекс машины. Под ним вышел всё тот же ЛТЗ-145. А марка «155» была придумана только для того, чтобы не травмировать руководителей завода, яростно изгонявших ЛТЗ-145 даже из экспериментального цеха, но, в конце концов, вынужденных с распро- стёртыми объятиями принять его об- ратно и благословить производство. Для конструктора это было наградой. Но, увы, недолгой. На страну наползал девятый вал экономических реформ, который почти камня на камне не оста- вил от отечественного тракторострое- ния. Впрочем, это другая история. И о ней как-нибудь в другой раз. . Виктор СТРАХОВ Александр ДУРМАНОВ: Как и минские тракторостроители, маркирующие свои машины надписью «Беларусь», мы поставили, правда, не на капоте трактора, а на рекламном проспекте свой вариант «Русь». Однако и этого было достаточно, чтобы начальник ГСКБ МТЗ рассвирепел и устроил главному конструктору ЛТЗ грандиозную выволочку. А посему на название «Русь» мы благоразумно претендовать не стали, хотя эта надпись у нас и была зарегистрирована в патентном ведомстве как фирменный знак Фото Алексея ХВАЛИНА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz