Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
23 экономика Л И П Е Ц К И Й О П Ы Т № 5 (127), 7 – 13 февраля 2011 г. нового направления в тракторострое- нии требовало огромного терпения и нервов. На совещаниях, в беседах с ру- ководителями различного ранга посто- янно приходилось вести споры, дока- зывать, казалось бы, элементарные вещи, находить сторонников нового на- правления, писать особые мнения к протоколам совещаний и делать массу прочих лишних вещей». И менно об этом Дурманов и пытал- ся рассказать Рыжкову, а также о результатах испытаний новой ли- пецкой и минской моделей. Но чинов- ник категорически не хотел, чтобы кон- структор был услышан. – Я говорил об экологичности, эконо- мичности, многофункциональности нового липецкого трактора, а оппо- нент пытался втянуть меня в дискус- сию о двигателе ЛТЗ-145, – вспомина- ет Дурманов. – Он прекрасно понимал, что я не дизелист, а потому могу не знать, в какой степени новый двига- тель, поставлявшийся в Липецк из Вла- димира, унифицирован с минскими моторами. Но я знал другое. 150-силь- ный дизель воздушного охлаждения, устанавливавшийся на ЛТЗ-145, пре- красно зарекомендовал себя на испы- таниях. С полуоборота заводился в трескучие сибирские морозы и не пе- регревался под жгучим среднеазиат- ским солнцем. Обо всём этом я и гово- рил Рыжкову. Но тут патриот МТЗ по- пытался убедить нас, что новый липец- кий трактор потребителю не нужен. Но на сей раз возразил Рыжков. Достав письмо, сказал: «А у меня есть инфор- мация, что очень нужен. Вот Хитрун (в те годы министр сельского хозяйства) пишет, что трактор на селе давно ждут». – Однако прошли ещё долгие годы, пре- жде чем новая машина уже под другим индексом ЛТЗ-155 пошла мелкой серией. Кстати, что цифры означают? – С индексами это вообще отдельная история. Минские конструкторы назва- ли свой 150-сильный трактор МТЗ-142. Мы создаваемой машине присвоили марку ЛТЗ-150, продекларировав тем самым мощность двигателя. Однако ГСКБ потребовало называть наш трак- тор Т-145. «Т» – трактор, «145», как по- лагали минские конструкторы, означа- ло бы, что наш трактор является произ- водной моделью от МТЗ-142. – От навязываемого названия вы отказа- лись? – Решительно. Более того, как и мин- ские тракторостроители, маркирующие свои машинынадписью«Беларусь», мы поставили, правда, не на капоте тракто- ра, а на рекламном проспекте свой ва- риант – «Русь». Однако и этого было достаточно, чтобы начальник ГСКБ МТЗ рассвирепел и устроил главному конструктору ЛТЗ грандиозную выво- лочку. А посему на название «Русь» мы благоразумно претендовать не стали, хотя эта надпись у нас и была зареги- стрирована в патентном ведомстве как фирменный знак. Кроме того, и по мар- ке трактора после долгих споров приш- ли к компромиссу: минчане согласи- лись на «ЛТЗ», а мы – на «145». В ре- зультате наш трактор стал называться ЛТЗ-145. Подчеркну ещё раз, по наи- вному мнению сотрудников минского ГСКБ, замена марки ЛТЗ-150 на ЛТЗ- 145 якобы создавала иллюзию того, что речь идёт не о новом тракторе, а моди- фикации МТЗ-142. – Ну а что вы думали по этому поводу? – Я не только думал, но и предлагал сле- довать логике и здравому смыслу и присвоить состязающимся 150-силь- ным тракторам марки МТЗ-150 и ЛТЗ- 150, беспристрастно испытать их и по- ручить специалистам министерств- заказчиков и независимым ученым вы- брать лучшую машину. – Однако вы сами говорили, что в НАТИ невозможно было найти независимых и честных учёных. – Тем не менее они были. В том числе и среди людей, которые, казалось бы, объ- ективно должны были поддерживать минских конструкторов. Но здесь не всё просто. Естьчестьмундира.Иэтоодно. А есть научная честь. И это совсем другое. Так вот для настоящих иссле- дователей категорическим императивом всегда была и остаётся научная честь, а не честь мундира. Иоднимиз та- ких людей был профессор Иван Иосифович Дронг. Ког- да я появился на свет, он уже пять лет отработал конструк- тором на Сталинградском тракторном заводе. Создан- ный при его участии гусенич- ный трактор СХТЗ-НАТИ на Всемирной выставке в Пари- же в 1939 году стал обладате- лем Гран-при и золотой меда- ли. И это была далеко не по- следняя награда конструкто- Фальшивый триумф МТЗ-142 был результатом закулисной игры в одни ворота, срежиссированной руководством Минсельхозмаша
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz