Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

41 культура В Ы С ТА В К И – Одному выбиться, выжить сложно. А молодёжь хочет писать, хочет выстав- ляться. Мы не видим ничего плохого в пополнении «Союза» художниками, только начинающими свой путь. Они могут учиться от старших и совершен- ствовать свои навыки, шлифовать стиль и манеру. – Художники часто говорят, что сюжет живописного произведения, «литера- турность» не важны. Первостепенны пластика, композиция, сочетание цветов, гармоничность полотна. На что в первую очередь нужно обращать внимание в на- стоящей экспозиции? – Зритель должен задуматься, глядя на холст. Ведь картина взывает, прежде всего, к эмоции, размышлению о жиз- ни, о красоте, борьбе добра и зла. Чело- век должен питать душу искусством. К онечный пункт нашего арт- путешествия – Дом Мастера , где выставлены скульптурные и жи- вописные произведения сразу двух ро- скошных московских художников – Дмитрия ТУГАРИНОВА и Констан- тина СУТЯГИНА. Опережая события, скажу, что настолько восторженным и щедрым на комплименты Юрия Дми- триевича Гришко – нашего знаменито- го скульптора – я не видел очень давно. Юрий Дмитриевич обладает отменным чутьём и тонким вкусом, который не мог подвести. Действительно, и Туга- ринов, и Сутягин успели заслужить в мире искусства хорошую репутацию. Дмитрий Тугаринов работает в разных материалах: бронзе, камне, мраморе, фарфоре, шамоте, дереве. Его работы поражают многообразием пластиче- ских форм: обнажённая модель, аллего- рические сюжеты, жанровые сценки, анималистика – целый калейдоскоп движений, ситуаций, игровых момен- тов. Пластика скульптурных миниатюр экспрессивна, подвижна и свободна. В каждой из работ художник ищет острую характерность образа, нередко заостряя его до гротеска. Своё отношение к явле- ниям и событиям он выражает через подтекст, метафору, порой приобретаю- щую значение символа. Целый ряд ра- бот, одну из которых можно было ви- деть в Доме Мастера, скульптор посвя- щает великому русскому полководцу Александру Суворову. Тугаринов – ав- тор памятника, установленного вШвей- царии к 200-летию перехода армии Су- ворова через Альпы. Константин Сутягин, посетивший от- крытие экспозиции, считается отлич- ным пейзажистом, хотя его картины – это не только пейзажи. Небольшие по формату работы лиричны, изящны, продуманно просты. Виды городов точны, узнаваемы, хорошо знакомы, но импульсивная, динамичная манера, живая, покоряющая красочность соз- дают ощущение особой интенсивности переживания – слепящее глаза солнце или хмурые сумерки воспринимаются как пейзаж души, отпечаток сильного чувства. Сутягин относится к тем ху- дожникам, которые умеют выявить особымживописнымметодом положи- тельную суть предметов, событий, яв- лений, ту самую «золотоносную жилу» из малозначащих, но довлеющих реа- лий. Провинциальные пейзажи, сол- нечное побережье и много Москвы. – Когда смотришь на ваши картины, мо- сковские виды – сплошь узнаваемые. Да ещё и эти милые подробности – чебуреч- ная, пивная, гости столицы, грязный снег. Такой современный и очень добрый соцреализм… – Ничто человеческое мне не чуждо. В смысле простых повседневных запросов я мало чем отличаюсь от среднестати- стического гражданина: чебуреки, пиво, прогулки – что особенного? Коллекцио- нированием античных монет не увлека- юсь, бабочкамкрылышкине отрываю. Я внутренне и внешне совершенно совпа- даю как художник со своим зрителем. Просто вижу реальность по-своему. – Представители «Союза русских худож- ников» тоже претендуют на собственное видение. Более того, они активно проти- вопоставляют свою точку зрения совре- менному искусству. – Заблуждение полагать, что русская классическая живопись – это исключи- тельно живопись второй половиныXIX века до 1905 года. Что представляет со- бой незначительный период в развитии подлинного великого русского искус- ства. Начало своё оно берёт в иконопи- си, которая никакого отношения к реа- листической школе не имеет, а, напро- тив, изображает невидимое, духовное. – Если рассуждать о ваших картинах, – какие они? Посыл, кстати, на них весьма доходчив, силён, сочен, ироничен или печален, сдержан или, наоборот, полон восторга. Какими средствами вы этого добиваетесь? – Вообще, художник, когда хочет что- то сказать, ищет оптимальную форму для выражения. Не просто хочет по- вторить сказанное кем-то ещё. Не «дражайший господинчик» или что-то ещё, а «козёл» – прямо в лоб. Таков мой метод. Перечисление пуговок на кафтане меня не воодушевляет. В ме- лочах можно погрязнуть, а вот отсече- ние лишнего, зачастую, позволяет сде- лать художественное послание более ярким, ёмким, максимально вырази- тельным. Вот, например, липецкая гордость – Виктор Семёнович Соро- кин. У него – зима так зима, а не выри- совывание снежинок на веточках! По- нимаешь – холодно! . Роман ХОМУТСКИЙ, Павел Остряков (фото), Николай ЧЕРКАСОВ (фото) Константин СУТЯГИН: В мелочах можно погрязнуть, а вот отсечение лишнего, зачастую, позволяет сделать художественное послание более ярким, ёмким, максимально выразительным «В чебуречной» «Александр Суворов» Дмитрий ТУГАРИНОВ Константин СУТЯГИН № 46 (168), 7 – 13 ноября 2011 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz