Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
37 культура В Ы С ТА В К И ду, что именно этот образец является так называемым протооригиналом. Хотя стопроцентную гарантию дать пока нельзя: картина не аттрибутиро- вана в соответствии со всеми музейны- ми правилами, и ей предстоит ещё не одна экспертиза. Однако совершенно точно можно утверждать, что написано изображение в начале XVI века. Про- должение истории пусть вам лучше расскажут экскурсоводы и сотрудники краеведческого музея. Оставим интри- гу. Так же, как и работники Нижнета- гильского музея, которые просили не публиковать изображение полностью. Почему? Идите в музей, и всё узнаете сами. Т ем временем очень далёкий от вы- сокого итальянского Возрождения проект предлагает Центр изобра- зительных искусств. Хотя, как ска- зать – далёкий. Целый раздел выставки московского мастера живописи ИриныМАРЦ посвящён нестареющей «королеве Адриатики» – Венеции. Ху- дожница – путешественник со стажем. И в какой бы уголок света она ни попа- ла – Италию, Германию, Израиль, – везде её пытливому оку открывается самая сердцевина местного пейзажа. Для каждой страны– своя палитра. Для каждой – свой набор эмоций, своё на- строение. Вы можете скептически за- метить: мало ли таких, кто выбирает объектами вдохновения «парадные» виды столиц и их главные достоприме- чательности? Соглашусь, таковых хва- тает. Однако картины Ирины Марц – это не живописные открытки. И всё благодаря удивительной сопричастно- сти, которую испытываешь, глядя на холсты. «Чем дольше смотришь, тем больше нравится», – слова липецкого живописца Бориса Инкелеса, с которы- ми я целиком согласен. Почему? Во- первых, по мнению директора Центра Татьяны Нечаевой, Марц умеет пере- дать дух места, где она пишет. Что чрез- вычайно важно. И, во-вторых, уже по моему скромному разумению, Ирина нашла очень удачный приём. Характер- ная особенность её красочных пейза- жей, будь то городские или сельские, – присутствие людей. И кто-то из них обязательно смотрит в ту же плоскость, что и зритель. То есть, ты обозреваешь вид как бы из-за чьей-то спины и ло- вишь живописное мгновенье. Я пой- мал себя на мысли: если бы я сам ока- зался в тех местах (а в Венеции, кстати, бывать доводилось, и – о, да! – мои вос- поминания очень совпадают с впечат- лениями Ирины от этого фантастиче- ского места), за- помнились бы они мне такими же при- в л е к а т е л ь ными , сочными, нелиней- ными, чувственно н а п ол н е н ными ? Вряд ли. А вот увидь я те же самые дали и просторы уже после картин Марц, – сто- ял бы, любуясь ими, словно зачарован- ный. Изобразительное искусство может по- зволить себе наполняться глубоким метафорическим смыслом, играть ал- люзиями, источать высокую духов- ность. А может просто дарить с помо- щью своего выразительного арсенала обыкновенную радость. Особенно, если это искусство высокопрофессио- нальное, наделённое хорошим вкусом и избирательностью. Творчеству Ири- ны Марц все перечисленные качества присущи. Ипри видимой лёгкости, без- заботности и даже известной степени декоративности художник ставит перед собой более чем серьёзные задачи. Собственно, на то есть определённые предпосылки, которые ещё в детстве помогли сформировать основательное отношение к своей профессии. Ирина происходит из художественной семьи: еёотец–знаменитыйскульптор- анималист, а мама – уважаемый искус- ствовед, завотделом скульптуры Тре- тьяковской галереи. Ирина Марц в 1982 году окончила художественный факультет Московского полиграфиче- ского института, её наставником был известный живописец Дмитрий Жи- линский. С 1979 года начала выстав- ляться на молодёжных, а затем практи- чески на всех значительных выставках в Москве. Произведения экспонирова- лись также в Италии, Франции, Норве- гии, Англии, Германии, Испании, Гре- ции, Египте, Израиле, Турции. Возвращаясь к серьёзности задач, ко- торые Ирина Марц ставит перед со- бой… Изначально, когда придумыва- лось название для липецкой выставки, склонялись к «Обитаемым пейзажам». Однако остановились на другом вари- анте – «От цвета к свету». И выбор не случаен. Главная тема, которая волнует Ирину, – как передать инструментари- ем живописи, цветом свет. Название заостряет внимание посетителя экспо- зиции на основном элементе, присут- ствующем на всех холстах художницы. Независимо от времени суток, состоя- ния природыили погоды– всегда с кар- тины исходит свечение. Даже если небо Главная тема, которая волнует Ирину Марц, – как передать инструментарием живописи, цветом свет. Независимо от времени суток, состояния природы или погоды – всегда с картины исходит свечение. Даже если небо пасмурно – всё равно где-то на краю, на горизонте оно светлеет «Розовая набережная. Кошка» (Венеция) «Шварцвальд. Полдень» (Германия) Ирина МАРЦ Ирина МАРЦ № 46 (168), 7 – 13 ноября 2011 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz