Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

47 культура Т РА Д И Ц И И № 44 (166), 24 – 30 октября 2011 г. Потом кто-то первым успокаивался, откупоривал бутылочку самогоночки, все выпивали за помин души и снова начинали петь: Вы не вейтесь чёрные кудри Над моею хмельной головой… Это песня о солдате, который рассказы- вает, как его понесут хоронить… Расхо- дились по домам. Ана следующий день, как правило, всё начиналось сначала, потому что много моих односельчан не вернулось домой… Исток Мария Григорьевна Старцева, испол- нительница студёновских страданий, покорившая своим исполнением мно- гих ведущих фольклористов страны, считает, что петь начала с самого рож- дения. Смеётся, что на гуляниях пере- певала и переплясывала даже старшую сестру – так истово она свою душу в кругу отводила. –Я на сегодняшний день уже пятьдесят одну свадьбу отгуляла, – еле отдышав- шись после своего выступления, рас- сказывает Мария Григорьевна. – Меня люди приглашают, чтобы я им пела наши песни и частушки. Я и на рынок в круг раньше ходила, да вот пошёл уже семьдесят седьмой год – тяжеловато стало. Когда я пою или пляшу, то вся моя душа куда-то ввысь отрывается! Так я люблю это дело! Помирать буду, а петь не перестану! Вот и для Клавдии Васильевны Дика- ревой из Волово народная песня была и поддержкой, и опорой. – Русская песня – это жизнь, она даёт силы преодолевать все невзгоды. У меня четверо детей, я подняла их с ве- ликим трудом. Бывало устану, уйду куда-нибудь, попою всласть одна, чтоб никто не слышал, – и всё, усталость и страх проходят, я снова готова жить, готова оберегать детей, у меня как кры- лья расправлялись. А то и вспомню, что плясать люблю, – попляшу, и как зано- во родилась, силы прибавляются, и я снова принимаюсь готовить, убирать в доме, на огороде работать. Свой первый фестиваль Кристина Ива- щенко задумывала как некое посвяще- ние нашей инструментальной тради- ции. Кристина Леонидовна считает, что липецкой изюминкой была и остаётся именно игра на балалайке и на разных видах гармошек. – В соседних регионах такого инстру- ментального колорита нет. В Воронеж- ской области, на Белгородчине до сих поют лирические протяжные песни. Чем и славятся. У нас такие песни тоже есть. Но нашей, липецкой, достоприме- чательностью стала частушка с огром- ным разнообразием своих форм и ин- струментальная музыка. Про деда с автоматом Вот и ещё один солист ансамбля «Бала- лайка» – Анатолий Григорьевич Соло- син, чей день рождения приходится на Покров, уверяет, что коль один раз взял в руки балалайку и она поддалась – всё, уже никогда играть на ней не переста- нешь. Это он испытал на собственном опыте. Впервые взял в руки балалайку лет в пять. Учил играть отец, который инструменты и делал. А потом был ми- чуринский институт, ответственная ра- бота агронома, благодаря которой он побывал во многих хозяйствах обла- сти, семья, дети… – Нечасто я касался струн своих бала- лаек. А у меня много инструментов дома собралось… Но ближе к пенсии старая любовь взяла своё. Балалайка – своеобразный инструмент. Научиться на ней играть может каж- дый, а вот настоящих масте- ров очень мало… (Сам-то Анатолий Григорьевич на сцене устроил буквально цирковое представление на балалайке. Что он только с ней не делал, даже как на ба- рабане бил ищелки отвеши- вал! За что и получил, как раньше говорилось, «дол- гие и продолжительные аплодисменты» ( Прим. авт. ). Когда сажусь играть, всю свою жизнь вспоми- наю. И думаю о многом. На- пример, о том, что вот поют сейчас про шарманку, а про русскую балалайку никто песен не пишет. Се- годня народное искусство вообще ото- двинуто куда-то на задворки. Слушаем всё, кроме своего. Чтобы эту ситуацию изменить, нужна государственная воля. И обязательно необходимо заин- тересовывать молодёжь… Вот я однаж- ды в транспорте ехал, так меня один парень спросил: «Дед, а ты чего ве- зёшь, автомат, что ли?». А это была ба- лалайка в чехле… Ансамбль «Балалайка» создан 11 лет назад. Все его участники – пенсионеры. И самоучки, как уверяют исполнители. Балалайка в мире, пожалуй, самый рус- ский инструмент. Но появилась она на русских просторах по историческим меркам совсем недавно – в XVII веке. Как в Европе боролись с ведьмами, так на Руси воевали со скоморохами. Вот и уничтожали их инструменты. Так на смену домре пришла балалайка. По одной версии, название этого инстру- мента произошло от слова балаболить, балакать. Она и действительно, словно разговаривает: то быстро, как гороши- ны раскидывает, то прямо плачет на- взрыд. А вторая версия такова: произо- шло название от татарского слова «бала», что означает ребёнок. То ли играть на балалайке может и дитя, а быть может, кому-то когда-то показа- лось, что голосок инструмента ужочень похож на детский… Вот и фольклорный фестиваль «На По- кров» пока только начинает жить. Мы являемся свидетелями его первых ша- гов. Каким это дитя вырастет – покажет время. Хочется, чтобы это время рабо- тало на него. . Евгения ИОНОВА, Ольга БЕЛЯКОВА (фото) , Николай ЧЕРКАСОВ (фото) Ансамбль «Балалайка» Новочеркутинский уроженец Васи- лий Алексеевич Кузнецов, мастер игры на мандолине и балалайке

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz