Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

46 Т РА Д И Ц И И культура № 44 (166), 24 – 30 октября 2011 г. кие одеяния невест обряжали на вто- рой день свадьбы, когда молодые гуля- ли по селу. Анна Павловна Татаринова именно в таком и выходила замуж. Фартук её многосложного костюма принадлежал ещё её прабабушке. Впро- чем, как и бусы. – А вот лычку в селе уже практически никто не умеет ни делать, ни надевать, – сетует Анна Павловна, рассказывая об уникальном женском головном убо- ре. – Вот только и осталась, что наша Нина Ивановна Селезнёва. Знаете, как больно эту красоту надевать?! Под нею у нас косы, иначе держаться не будет. Заплетёшься туго, глаза зажмуришь и, сжав зубы, начинаешь волосы под лыч- кю подбирать… Поистине, красота требует жертв. Да ещё каких. Ведь «Птахи» проделали столь немалый путь от села до област- ного центра уже полностью наряжен- ными. Говорят, что убираться уж дюже долго – более часа на это дело уходит. Так чуть свет поднялись, помогли друг дружке экипироваться – и в путь. Одна из старожилов ансамбля, Мария Пе- тровна Кузнецова, вспомнила, что раньше на Покров, да и вообще на большие церковные праздники, после службы всё село приходило в сад, что за храмом, и устраивали гуляния. – Только уже в мою молодость сад вы- рубили, на его месте построили коров- ник. Так и канула красивая традиция… Правда, церковь сегодня восстанавли- вают, может, и наши праздники вернут- ся? Только остались мы последними, кто ещё помнит, как это было. Придёт ли кто за нами?… Экология культуры Тех, кто готов прийти им на смену, не- много, но они есть. Это и студенты кол- леджа искусств, и воспитанники Кри- стины Иващенко, и те, кому просто до- рога народная традиция и русские кор- ни. Когда фестивальный концерт подошёл к концу, все – участники и зри- тели – вышли в фойе. А там кто-то слу- чайно прошёлся по гармошечному строю, и сразуже ему отозвался звонкий женский голос. И началось. Одна ча- стушка следовала за другой, сразуже ор- ганизовался тот самый круг, в который, как в чёрную дыру, вовлекалось всё большее количество людей. Среди них оказалась восьмилетняя Алина Санина. Девчушка сначала где-то за колонной неуверенно и сбиваясь притоптывала вслед за «Птахами». Её попыткине оста- лись незамеченными. И вот она уже в круге, и вот она пытается попадать в ритмобщегопляса. Но всё ещё стесняет- ся и угловато старается протиснуться к маме. А потом жмётся покрасневшим личиком к маминой груди, прячется в её руках и что-то шепчет ей на ухо. – Моя тётя много лет пела в ансамбле «Россиянка», – делится Алинина мама Оксана. – Мы с детства выросли на на- родных песнях. И до сих пор, когда со- бираемся все вместе за столом, то поём. Алина уже третий год учится в детской студии «Воскресения». И даже выходи- ла на сцену, когда ансамбль отмечал своё двадцатилетие. А пока мама рассказывала о дочери, Алина запела свою любимую песню: Гуси прилетели, Возле моря сели… А ведь ещё несколько минут назад в зале говорили жёсткие слова: «Какая экология музыкальная и культурная нас окружает? Мыже не только русских песен не слышим, наша молодёжь уже и русский язык, и обычаи предков плохо знает! А если народ не помнит своей истории, находится вне своего культур- ного пространства, то у него нет буду- щего!». Да только получается, что у такого на- рода нет и прошлого. А перекати-поле без корней и целей – лёгкая добыча для не честных на руку и на душу людей, желающих уничтожить русский этнос. Без прошлого нет будущего, а без буду- щего и прошлое бессмысленно, оно уничтожается небытием. И наш вче- рашний день влияет не только на судь- бу человека, но и на целые поселения. Пример тому – село Новочеркутино Добринского района. Оно до сих пор славится своими песенными традиция- ми и голосистыми местными жителя- ми. Не случайно именно здесь князь Го- лицин создал хор крепостных кре- стьян, с которым объездил не только всю Россию, но и Европу. Василий Алексеевич Кузнецов, солист ансамбля «Балалайка», уроженец тех мест, говорит, что не перестало село петь и сегодня. А вот в войну… – Я в те годы был мальчишкой, но всё хорошо помню, – отложив в сторону свою мандолину, начал повествование рассказчик. – Когда в дом приносили повестку мужчине идти на фронт, то в ту хату собиралось всё село. Ипоначалу не плакали, а пели: Последний нонешний денёчек Гуляю с вами я, друзья. А завтра рано, чуть светочит, Заплачет вся моя семья. Заплачут братья мои, сёстры, Заплачет мать и мой отец, Ещё заплачет дорогая, С которой шёл я под венец… Вот все пели эту песню и всё время смо- трели в окно – ждали коляску, которая должна была отвезти призывника на войну, и, быть может, навсегда… И тот, кто первым её видел, начинал петь: Коляска к дому подкатила, Семья вся замертво лежит. С коляски голос раздаётся: – Готовьте сына своего! Крестьянский сын давно готовый. Семья вся замертво лежит… И вот тут уже все начинали плакать… А потом ждали письма. У нас в селе была почтальон баба Нюра. Когда она шла по улицам – вся деревня замирала: что она принесёт? Редко она отдавала хозя- евам заветный треугольник письма. Всё чаще – похоронку. И тогда в доме, куда пришло горе, собиралось опять всё село. Бабы, бывало, голосили более часа, а с ними и все присутствующие. Исполнительница студёновских страданий Мария Григорьевна Старцева с аккомпаниа- тором Анатолием Иващенко. Премьера дуэта Балалаечник Анатолий Григорьевич Солосин. Именинник на Покров

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz