Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
47 культура П Е Р С О Н А дождики и облачка – пустословие для за- полнения смыслового вакуума. Я заду- мался, за что же так мил Буковскому был Лев Николаевич, ведь его пространную манеру не назовёшь лаконичной при всём желании. . . –Ответ прост: у Толстого всегда присут- ствовала мысль. Мысль, которая всегда оставалась мыслью. У Толстого нет приходящих фраз. Форма выражения – особый синтаксис, где мысль искала, обретала себя. Замечу, этот синтаксис уникален и неповторим. И для читателя с большой культурой он открывается. У любого писателя есть своя интонация. Важно ухватить её. Она – ключ, кото- рым открывается книга того или иного автора. С Достоевским, между прочим, то же самое. Относительно взглядов на поэзию – процентов восемьдесят, а то и все девяносто Лев Николаевич считал галиматьёй. Длинные описательные стихи, нескончаемые поэмы абсолютно ни о чём. Сокровенной поэзии, где и чувства, и мысли, и образ – очень мало. О ком бы мы ни вспомни- ли. Толстой обладал безу- коризненным эстетиче- ским вкусом. Поэтому в русской традиции он делал исключение для Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютче- ва. Безошибочно! Всё остальное – второй уро- вень. Мережковский подарил писателю свой первый сборник с пом- пезной надписью. Лев Николаевич прочитал и ничего там не обнаружил. Бряцание фразами, и не более. Много ли сегодня вспоминают Мережковско- го? Два, три, ну пять стихотворений вы- берешь из каждого поэта, слава Богу. Взгляды на Шекспира… Когда Толстой разбирал психологическую природу короля Лира, он показывает ходуль- ность мысли английского классика. Ведь наш классик прошёл дорогойшек- спировского лирического героя, остал- ся без ничего. Лев Николаевич утверж- дал, что настоящее искусство должно обладать психологической достовер- ностью. Сюжетная фантазия может простираться сколь угодно далеко, но мы должны верить в движение души. Взять хотя бы последние фильмы Ни- киты Михалкова. Почему на них обру- шилось столько критики? Там всё чудо- вищно не обосновано психологически! Всё шиворот-навыворот. Где был реа- лизм исторической правды – да. А ког- да началось припудривание – потяну- лась мякина. После первого фильма саги «Утомлённые солнцем» верить в происходящее на экране просто отка- зываешься. – На научно-практической конференции, открывавшей «Липецкие театральные встречи», вы упомянули о двусмыслен- ном отношении к столетней годовщине смерти Толстого на его родине. Которую, можно сказать, «замяли». Возникает во- прос, как же нам сейчас объединять, кон- солидировать русский народ на основе нашей богатейшей культуры и творче- ства её лучших представителей, о чём много говорится в последнее время, если даже к непререкаемому классику бытует такое отношение? – Как это ни прискорбно, но нынешнее и предшествовавшее ему поколение на- ших лидеров воспитывалось на совет- ских догматах с определённым пони- манием литературы и истории. Если брать Толстого, – как безобразно его интерпретировала советская школа! Конечно, не без пиетета и уважения. Но насколько же примитивна трактовка «Войны и мира»! Насколько далека от гениальности и величия художествен- ного прозрения толстовского текста! Весь религиозный и философский по- сыл пугал нашу марксистско- ленинскую доктрину. В первую оче- редь, делали акцент на социальных конфликтах, показывали якобы истин- ную и ложную красоту, чуть ли ни под лупой рассматривали роль партизан- ского движения. Одним словом, на авансцену выводились совсем не те аспекты, на которые стоило обращать внимание при знакомстве с романом. Как быть с проблемами греха, зависти и тщеславия, жизни и смерти? Об этом не писали и не пишут в учебниках! Так же губили и Пушкина, и Лермонтова, всех классиков вместе с достойной ли- тературой советского периода. Добавь- те сюда ещё и полное отсутствие нор- мального музыкального образования, понятий о живописи, архитектуре – то есть о среде, где мы с вами обитаем. Да и сама эта среда душит, когда перед гла- зами сплошь грязные заборы, сломан- ные двери и похабные надписи в подъ- ездах. Поэтому и вырастали люди с ментальностью «от и до». Целый опу- стившийся по-бытовому народ, кото- рый довольствуется минимумом. Отто- го и не произносится слово «культура». О ней вспоминают, только когда нужно блеснуть перед Западом Большим теа- тром или Третьяковской галереей. Я говорил филологам в университете: по- смотрите, какая на вас лежит мера от- ветственности! От вас зависит, какую вы дадите литературу детям, какую по- несёте культуру в массы? И какая куль- тура в вас самих? Помните, с чего мы начали? Если хотя бы по чуть-чуть еже- дневно приращивать свой собственный дух, тогда всё будет по-другому. . Роман ХОМУТСКИЙ Виталий РЕМИЗОВ: Когда ты во что-то вкладываешь душу, происходит её приращение. Тогда ты проживаешь каждый день по Божественному уставу. Служишь не себе, но другим. И воздастся потом сторицей, даже не сомневайтесь! Я не идеализирую, поскольку верю в это сам и стараюсь так поступать ОПТОМ. В РОЗНИЦУ. НАРЕЗКА ОКОННОЕ УЗОРЧАТОЕ АРМИРОВАННОЕ ПЛЕНКА тонирующая, цветная, зеркальная, защитная, ЗЕРКАЛО, СТЕКЛОБЛОКИ, РЕЗИНА П-образная и для остекления балконов, Т-образный профиль № 25, УГОЛОК № 25 из оцинковки, алюминия, черного металла. Трубный пр-д, 11в, т.: (4742) 34-99-82, 34-61-56. ПБОЮЛ Пешкова С.Н. Реклама СТЕКЛО Доставка по Липецку и Липецкой области СТЕКЛОПАКЕТЫ, ТРИПЛЕКС. ОКНА ПВХ. Т. 24-00-94 № 43 (165), 17 – 23 октября 2011 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz