Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Фото Павла ОСТРЯКОВА 46 культура П Е Р С О Н А № 43 (165), 17 – 23 октября 2011 г. сить себя в жертву другим, Богу, что требует усилий, – служение иного рода. Приводящее личность к гармонии – и к внутренней, и даже к внешней. – Такие суждения звучат очень идеали- стически. Оглянитесь вокруг. Люди при- выкли проводить свои дни и годы в ду- ховном бездействии. Совершая привыч- ные цикличные повторяющиеся движе- ния – работа, дом, телевизор, борщ, сон. Таким образом реализуется заложенная в большинство из индивидов программа социума, диктующая распорядок и пра- вила. С другой стороны, если взять, на- пример, буддизм, то там ничегонедела- ние, созерцание и медитация вообще возводятся в абсолют. Как путь к блажен- ству, к достижению нирваны. То есть со- зидание, внутреннее напряжение, усер- дие как-то особенно не предполагаются. Если говорить утрированно: само собой. – Замечательное наблюдение! Легко любить всё человечество, трудно лю- бить рядом живущего. Я цитирую Тол- стого. Действительно, нетрудно декла- рировать общефилософские постула- ты, как возвышенные. Но восприни- мать действительность прагматически, понимать, как реализовать высокую философскую божественную сущность в своём бытии – намного сложнее. По- этому мы должны чётко отдавать себе отчёт – в чём мы сильны? Если ваше призвание – педагогика, учите! Умеете врачевать – Бог в напутствие! Вам по сердцу благоустройство семейного быта? Прекрасно! Шофёр – значит, шо- фёр. Строитель так строитель. Когда ты во что-то вкладываешь душу, происхо- дит её приращение. Тогда ты прожива- ешь каждый день по Божественному уставу. Служишь не себе, но другим. И воздастся потом сторицей, даже не со- мневайтесь! Я не идеализирую, по- скольку верю в это сам и стараюсь так поступать. Я способен организовывать экспозиции, писать книги и учебники для детей, выступать перед аудиторией, нести слово, снимать фильмы, руково- дить коллективом музея – и я это де- лаю. Хотя бывает физически тяжело. Многое из перечисленного мне не тре- буется – всё-таки возраст почтенный, да и не тщеславен я. Но раз это кому-то нужно, на пользу музею, – буду продол- жать. Значит, я для этого явился на зем- лю. Вот оно – служение. Вот оно – Цар- ство Божье: в понимании истины, ради чего ты пришёл сюда. Что касается буддизма. Каждый изби- рает ту форму, в которой ему проще жить. Толстой хорошо знал буддизм. Писал предисловие для книги по буд- дизму, редактировал буддистские тек- сты. Однако не был приверженцем это- го религиозного учения. Лев Николае- вич полагал: легко отдалиться ото все- го, уединиться и жить для себя и для Бога. Эгоистично получается, не прав- да ли? А вот как прийти к смирению – над этим великий старец размышлял много лет. Оборотная сторона медали – категория свободы, превыше которой нет ничего, по Толстому. Только свобо- да должна основываться на исключи- тельной духовной культуре, хотя бы на задатках духовности, на её потенциаль- ной возможности. Поскольку свобода без берегов в понимании «делай, что хочешь» сломает тебя самого. Разле- тишься на мелкие осколки. – Мы говорим о вечных вещах, осмысле- ние которых перетекает из века в век, рождая дискуссии. Обсуждаемые нами гуманистические ценности, философ- ские суждения и постулаты были зало- жены ещё на заре эпох, происхождение их – в античности. Какова роль Льва Ни- колаевича, как перевалочного пункта, между архаическими идеями и мировоз- зрением современного человека? Ведь Толстой остаётся актуальным автором и мыслителем, чьи взгляды продолжают будоражить умы. – В своё время говорили: Сократ спу- стил религию с Олимпа на Землю, и по- тому стал Сократом. То же самое, с моей точки зрения, относится и ко Льву Толстому. Язык высокой проповеди он перевёл на простое народное наречие, фигурально выражаясь. Приблизил Иисуса к человеку. В своих прозаиче- ских и философских сочинениях начал писать о том, зачем Сын Божий сошёл с небес. Обычный крестьянский мужик поверил Толстому, последовал за ним. Вокруг его фигуры стали образовы- ваться коммуны, слово распространя- лось по миру. В 1887 году Лев Николае- вич обращался в письме к одному из со- временников: я ушёл от догматов, в чём моя вера, к мысли о том, что заповеди Христа не есть запрет, а это некие иде- альные сущности, к которым мы будем вечно стремиться. Главное – движение, главное – идти в избранном направле- нии. Внутри должен быть идеал. Сегод- ня язык Толстого может показаться сложным для восприятия. И Лескова трудно осилить, и Достоевского. Тем не менее их умозаключения продолжают быть актуальными, их читают. – Один из моих любимых писателей – американец Чарльз Буковски – боготво- рил Толстого, как признавался в пылкой любви и к Достоевскому, кстати. Буку, оговорюсь, было сложно угодить. Шек- спира он не переносил на дух: дескать, страдающие короли, дворцы, отравле- ния – разве простому человеку может быть дело до таких страстей? Чарльз го- варивал, что часто в целом поэтическом сборнике находит от силы одну стоящую фразу, всё остальное – луна, цветочки, Виталий Борисович Ремизов – почётный член оргкомитета фестиваля «Липецкие театральные встречи»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz