Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

43 культура В Ы С ТА В К А № 4 (126), 31 января – 6 февраля 2011 г. дожника, – живо, остро. Были и ру- мынские издания по Малевичу, про ко- торого тогда в СССР не писали ни строчки. В 1985 впервые увидел насто- ящий авангард – и уже не в импортном альбоме. В Одессе посчастливилось по- знакомиться с подающим большие на- дежды молодым художником-аван- гардистом Александром Ройтбуртом. Свела нас, опять же, литература, а точ- нее – самиздат, имевший хождение в определённых кругах. Можно было отыскать официально запрещённые тексты того же Солженицына, Булгакова, «шестидесятников». И, есте- ственно, наиболее охочей до подобного чтива частью об- щества была творческая ин- теллигенция. Ройтбурт при- гласил к себе в мастерскую, и там нашим взорам предстало нечто со- вершенно неслыханное по тем време- нам. Манера, смелость, неординар- ность серии его картин «Кариатиды» потрясли меня. Были приобретены две работы, которые во многом определи- ли вектор, по которому развивалось увлечение коллекционированием в по- следующем. В Липецке, кстати, мне открылся один мастер, который, работая в Художе- ственном фонде, рисовал «в стол» за- мечательные кубистические картины. Речь идёт о Михаиле Виноградове, одном из ярких представителей нетри- виальных направлений в изобрази- тельном искусстве нашего города. Во- обще 80-е годы памятны такими явле- ниями, как «квартирники», где свои произведения выставляли далёкие от официоза и пропаганды авторы. Так, например, можно вспомнить о культо- вом одесском художнике Валентине Хруще, чьи творения представлены се- годня в экспозиции. Он, в частности, прославился тем, что ещё в конце 50-х устраивал в компании единомышлен- ников протестную уличную выставку, продлившуюся всего час, до тех пор, пока не подоспела милиция. Такие сме- лые выпады против насаждаемого соц- реализма привлекали к модернизму. Особенность нашей с женой коллекции в большом количестве графики. И, как мне бы самому хотелось считать, – в определённой целостности собрания. Подчеркну, что именно совокупность нашего с Ольгой коллективного вос- приятия, вкусовых пристрастий и при- даёт коллекции индивидуальность. Моя супруга обладает тонким чутьём, и она – полноправный член нашего соби- рательского сообщества. Вообще, в от- личие от Саши Назарова, искусство для Сидоровых – семейная традиция. Мои сын и дочь выросли среди картин. Бо- лее того, для дочери это во многом предвосхитило развитие карьеры: она писала для журнала, посвящённого во- просам коллекционирования. Для меня же сфера увлечений определяет очень многое: круг общения, близких людей, способ времяпрепровождения. В частности, я вожу давние знакомства с художниками, чьё мировосприятие близко мне. Надо сказать, что от непо- средственной коммуникации с творца- ми впечатления от их произведений во многом усиливаются. Идаже если наши пути в отношениях потом расходились, эмоциональная связь с картинами во- все не утрачивалась. Взгляды на твор- чество всё-таки не должны зависеть от субъективных факторов. Считаю, что художественная среда – богатейшая в плане духовного содержания. Изобра- зительное искусство, музыка, театр, ли- тература воздействуют не только и не столько на соответствующие рецепто- ры, они оказывают влияние прежде всего на душу. Без души любое произ- ведение утрачивает всякий смысл. Ис- кусство, не осенённое духовным содер- жанием, для меня пусто. Вот такие они, наши липецкие коллек- ционеры. Без прикрас – с их собствен- ных слов. Удивительно то, что, по все- общему мнению, коллекционер – тот человек, который инвестирует свобод- ные средства в предметы искусства как в элементы роскоши, рассчитывая по- том поиметь определённые дивиденды. Как видно, это совсем не так. Ну или не совсем так. Выводы делайте сами. . Роман ХОМУТСКИЙ, Ольга БЕЛЯКОВА (фото) Юрий СИДОРОВ: Изобразительное искусство, музыка, театр, литература воздействуют не только и не столько на соответствующие рецепторы, они оказывают влияние, прежде всего, на душу Коллекционер рука об руку с живописцем: Ольга Назарова и Николай Углов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz