Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
культура 42 В Ы С ТА В К А № 4 (126), 31 января – 6 февраля 2011 г. конце концов. Изобразительное искусство, музыка, театр – там мы можем черпать энергию, под- питку для развития своего интел- лекта. То есть развивается человек че- рез привлечение каких-то информаци- онных, эмоциональных потоков извне. Для меня интерес к живописи и графи- ке – один из основных элементов со- вершенствования себя как личности. И процесс этот бесконечен, поскольку ху- дожников – множество, выставок – предостаточно, литературы – море. Моя коллекция началась с холста Вик- тора Семёновича Сорокина «Белая церковь», полученного в подарок де- сять лет назад. Примерно тогда же до- велось попасть в ДомМастера, где я по- знакомился с творчеством знаменитого живописца ближе, а заодно узнал лич- но лучших представителей художе- ственного сообщества нашего города. Стал регулярно посещать экспозиции, «втянулся» в выставочную деятель- ность. Открылась областная картинная галерея, кое-что интересное показыва- ли и в выставочном зале. Потихоньку стал присматривать полотна для себя, приобрёл Шевченко, Сорочкина, Угло- ва, Татьянина. Покупал произведения московских мастеров с привозных вы- ставок. Набралось у меня к сегодняш- нему дню уже порядочное число работ. Развесить их, конечно, сложно. Что-то хранится в моём «запаснике», что-то – на стенах. Я не стремлюсь окружить себя со всех сторон картинами – мы же не надеваем всю свою одежду разом. Развешиваю их в зависимости от на- строения, как и собираю, повинуясь собственному чутью и вкусу. Помните такую пословицу: скажи мне, кто твои друзья, а я скажу, кто ты. Так же и с картинами. Посмотрев коллек- цию, можно сделать довольно точное суждение о её обладателе. Я предпочи- таю живопись и графику сдержанную, спокойную. Без жёсткости, без крича- щих красок. Люблю работы, где чув- ствуется мысль, честное отношение к жизни. Сообразно этому выбираю кар- тины и конкретных художников, чьё видение, ощущение мира созвучно мо- ему. Не пренебрегаю советами опыт- ных искусствоведов: есть такие вещи, до понимания которых я ещё не дорос, поэтому не всегда с первого взгляда способен определить истинную цен- ность произведения. Имеется в виду, в первую очередь, конечно же, содержа- тельная сторона, а не денежный экви- валент. Вот, например, при жизни Ва- силия Ивановича Шевченко его твор- чество воспринимали далеко не все, те- перьже он считается признанным авто- ритетом. Или тот же Сорокин. Иногда люди, ко- торые приходят ко мне домой и видят его картины, говорят: так любой нари- сует. Начинаю терпеливо им объяс- нять, что к чему, расшифровывать смыслы, приёмы. И скепсис, резкость высказываний сменяются восторгом. Вообще творения Виктора Семёновича – краеугольный камень моей коллек- ции. В сравнении с ними сразу можно определить, какая работа стоящая, а какая – проходная. Ещё один аспект собирательства – оно не только и не столько ради денег. Это не является инвестиционным проек- том по своей сути, по крайней мере, для меня. Вот, например, недавно хо- дили на концерт Дениса Мацуева – из- вестного российского пианиста. Запла- тили значительную сумму за билеты. А получили лишь впечатления. То есть не нечто вещественное, а чистые эмо- ции. Их мы никому уже продать не сможем, мы с ними можем только жить. И заработать на таком вложении не получится. Так же и с коллекциони- рованием, которое зачастую рассма- тривают как схему «вложил – полу- чил». Бесспорно, материальный аспект здесь присутствует: в конце концов, ра- боты приобретаются за наличность. Однако духовное начало стоит во главе угла. У меня двое детей, семнадцати и девят- надцати лет. Увлечение моё дочь и сын наблюдают с довольно юного возраста. Тем не менее я никогда не насаждал им свои идеалы. Каждый человек свобо- ден, и свой выбор ребята могут сделать самостоятельно. Не могу сказать, что сейчас они демонстрируют чрезвычай- ное стремление к искусству, но когда-то они к нему, возможно, придут, почув- ствуют в нём потребность. Я ведь тоже заинтересовался живописью, когда пе- ревалило «за тридцать». Домашние разделяют моё хобби, но не участвуют особенно в нём. Ничего плохого тут не вижу. Это ведь личное пространство, которое организует моё время, позво- ляет мне отдыхать и переключаться от повседневных забот». Семейная страсть Сидоровых В отличие от Александра, у четы Сидо- ровых собирательство, как мы уже за- метили, имеет фамильную подоплёку. Рассказывает глава семейства Юрий Сидоров: – Я занялся коллекционированием в начале 80-х годов. Самую первую рабо- ту купил в художественном салоне тог- да ещё Ленинграда. Чётко помню своё желание иметь что-тоживое. Тогда мои горизонты ограничивались русскими «передвижниками», и тот небольшой реалистический пейзаж был выполнен как раз в манере, очень близкой этому легендарному движению. Впослед- ствии пришло увлечение импрессио- низмом, который всецело захватил меня. В то время в Одессе существовал так называемый «чёрный рынок», где можно было, употребляя опять же лек- сику той поры, «достать» всевозмож- ную редкую литературу, в том числе и по искусству. Преимущественно это были заграничные издания. И вот од- нажды повезло удачно обзавестись не- сколькими альбомами по импрессио- низму. Это было совершенно неожи- данное, дерзкое, откровенное искус- ство. Через него мне начал открываться модерн, современное искусство в ши- роком смысле. Например, Модильяни, мастер пласти- ческого экспрессионизма. Всё его твор- чество – отражение излома его непро- стой судьбы, выразившееся в живопис- ных приёмах: деформации голов, удли- нении шеи… Это воспринималось именно с точки зрения личности ху- Александр НАЗАРОВ: Во главе угла собирательства – духовное начало Собирательство чете Ольги и Юрия Сидоровых – в радость
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz