Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
33 общество Т РА Д И Ц И И ли. Головной убор «рассказывал» – в детородном возрасте женщина или уже пережила этот период. Орнаменталь- ные знаки указывали на женщину- солдатку, ждущую мужа из армии, и на молодуху, ожидающую первенца. По костюму можно было узнать статус че- ловека и откуда он родом. То есть одеж- да была своеобразным паспортом, ко- торый человек всегда носил на себе. На областную выставку Липецкий му- зей народного и декоративно- прикладного искусства представил сва- дебный женский костюм села Колы- бельское Чаплыгинского района. Из- вестно, что некогда он принадлежал Лидии Петровне Биляковой. Только она его не хранила как музейный экзем- пляр, а, как минимум, раз надевала. И это редкий случайна сегодняшний день, когда в руки исследователей попадает костюм полностью, а не по деталям. Те- перь можно сказать, что в загашнике Липецкого музея есть уникальный экс- понат. Впрочем, как есть и сам гашни- чек. Это шнурочек, на который собрана клетчатая панёва. Вот за этот-то поясо- чек и клали денежки наши прародите- ли, то есть хоронили за гашничек. Панёва –юбка толькоженская. Девушки ходили в длинных рубахах и сарафанах (сархванах). В том же Колыбельском, например, существовал обряд «впрыги- вания в панёву», то есть посвящение де- вушки во взрослую бабью жизнь. Нака- нуне свадьбы невеста должна была впрыгнутьвнутрьюбки, которуюдержа- ли родственники и подружки. В народном костюме огромное инфор- мационное значение имел цвет. Чем старше становился человек, тем мень- ше в его костюме было красок. Панёва в неяркую клеточку, рубаха без украса, шушпан (верхняя шерстяная одежда) и тёмная шаль – вот во что одевались по- жилые женщины и вдовы. Кто-то горе- вал об умершеммуже, а кто-то – по ухо- дящей жизни. Мой наряд – моя крепость Сказать, что для наших предков одежда была оберегом, значит – ничего не ска- зать. Здесь поневоле задумаешься: оде- вались ли они потому, что нагими стыд- но и сложно ходить. Или же для того, чтобы отогнать злых духов. Все укра- шения – это обереги, в том числе и бусы, которыми на липецком севере обильно украшали женскую грудь. Они позвякивали, тем самым отпугивали нечистую силу. Рукава рубахи обяза- тельно укрывали кончики пальцев женской кисти. Помимо демонстрации целомудренности, это уберегало и от прикосновения не только мужчины, но и недоброго человека. Ворот закрывал женскую шею наглухо. А длинная юбка не давала повода заглянуть под подол. – В таком костюме чувствуешь абсо- лютную защищённость от всего мира, рассказывает Кристина Иващенко. – Все части тела закрыты. Особенно, та, где обитала душа, то есть грудь. Не слу- чайно она прикрыта огромным количе- ством бус, воротниками. Магическая, обереговая функция этих деталей вле- чёт за собой и эстетическую. – Сразу же вспоминается пушкинское «И ступает, словно пава», – подтверж- дает Светлана Иноземцева. – Когда на- деваешь такую одежду, понимаешь, что ты не просто одет, а несёшь себя и свой костюм. Он не только прекрасен, но и полностью рукотворен. Наши предки с трепетом относились к своей одежде и берегли её. Она им очень тяжело доста- валась. После сельхозработ русские женщины садились в избах ткать. Им помогали дети. То есть никто в стороне не оставался. Чтобы как можно дольше сохранить в хорошем состоянии свои одежды, обязательным элементом женского и девичьего, праздничного и повседневного костюмов были фарту- ки (завезки). Они и до сих пор не ушли из нашего обихода. Как не ушла и тра- диция народного костюма. . Евгения ИОНОВА Николай ЧЕРКАСОВ (фото) № 4 (126), 31 января – 6 февраля 2011 г. Свадебный костюм села Колыбельское Чаплыгинского района Бесцветный костюм женщины в возрасте данковского села Перехваль, как тоска по уходящей жизни
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz