Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)
31 общество Т РА Д И Ц И И руками народных мастериц прошлых лет. Вот одну составляющую женского головного убора жительниц Чаплы- гинского района и сплела некоторое время тому назад Пелагея Федуловна Швырёва. Пук называется. А посколь- ку даже в завитушке народного костю- ма заложен потаённый смысл, то и пук – не просто украшение затылочной или шейной части женского тела. Это сим- вол неба. В таком головном уборе в ча- плыгинских сёлах Дёмкино, Колыбель- ское, Буховое и в добровском Ратчино ходили до пятидесяти лет. Все голов- ные уборы русских женщин соприкаса- лись с космосом и носили, соответ- ственно, «птичьи» названия – кичка, сорока, кокошник. Вот и пук – это пав- линий хвост, манящий своей красотой. По словам Кристины Иващенко, сегод- ня уже такой пук не сплетёт, наверное, никто – традиция утеряна, да и масте- риц почти не осталось. Недавно поки- нула нашмир и ПелагеяШвырёва. Дата её смерти известна, а вот день рожде- ния – тоже почти сказка. На все вопро- сы Пелагея Федуловна отвечала так: – Мама говорила, что мой день рожде- ния, когда просу сеють. Вот и гадай… Всё меньше остаётся и умелиц собирать панёву. У Прасковьи Николаевны Ко- рабельниковой из села Панино Добро- вского района на одну такую плиссиро- ваннуюшерстянуююбку ушло 12 поло- тен, что лежали в бабушкином сундуке! Да ещё метр на прошиво, то есть встав- ку в панёву из другого материала. В этом наряде мастерица со своим ансам- блем «Горница» приехала на выставку и прошлась по подиуму. – Смотри, – показывает мне рукав, – этой вышивке сто пятьдесят лет и жаро- вому платку столькоже.Жаровой онпо- тому, что на солнце жаром горить, а при лампе –платок как платок. Вон, на Гали- не Бахаевой платок «хранцузский»… – Это потому, что привозной? – Нет, – улыбается Галина Анатольев- на, – «хранцуз» – это материал такой, плотный, непродуваемый. Я вот платок завязала, да и почти ничего не слышу. – Как же вы всё это сохранили? – спра- шиваю Прасковью Николаевну. – Бабушки наши и мамы всё это в сун- дуках держали, да и мы так же. Только по праздникам надеваем. А панёва со- бирается в гармошку, стягивается и на- девается на лом – тяжёлый металличе- ский кол, чтобы отвисала. Дольче вита – жизнь спустя рукава Во все времена людям хотелось соот- ветствовать красоте окружающего мира. Вот и наряжались. Тратили почти все свои скромные накопления и уйму времени ради костюма, в котором, как в Волчьем Добровского района, всего лишь один раз в жизни на второй день свадьбы невеста ходила по селу. Гулять на праздники наши прадеды и прабабушки любили. Специально для такого случая ткали материю с ромби- ческим рисунком, символизирующим засеянное поле. И каждый мог видеть по рубахе – праздничная она или по- вседневная. Определялось это и по дли- не рукава. Как известно, в праздники работать было нельзя, вот и придумали наши смекалистые предки, что нужно к рубахам пришивать рукава, чуть не до полу. В такой одежде много не нарабо- таешь. Да и не поешь. Ведь все помнят, как сказочная царевна себе в рукава ко- . . . Галина Анатольевна Бахаева в «хранцузском» платке. . . . . . и Валентина Никитична Попова в девичьем костюме и платке-ползуне № 4 (126), 31 января – 6 февраля 2011 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz