Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

Итоги недели. 2011 г. (г. Липецк)

41 культура С Е З О Н № 38 (160), 12 – 18 сентября 2011 г. с этими работами, поневоле начинаешь ощущать свободное место справа и сле- ва. Как будто ты зачем-то – непонятно, зачем – совсем один. Многие, навер- ное, даже большинство творцов всегда пестовали и нежно оберегали уединение. Но не здесь. В этих творени- ях, избавленных ото всего лишнего, стремление делить, делиться ощущает- ся как-то необычайно остро. Стиль, сформированный Старженецкой и Ко- мелиным, представляется аскетичным, минималистичным и нарочито про- стым. Тем не менее, в глубине – обилие метафор и смыслов, высочайшая куль- тура и благородство душевного поры- ва. Стоит только присмотреться, и на- чинаешь осязать мощь-глыбу, нежно обрушивающуюся на тебя. Интересно, каждый ли испытал подобное – причём абсолютно гармоничное – чувство, по- бывав на этой выставке? Готов поспо- рить, далеко не все поклонники акаде- мического искусства смогли и вообще захотели бы проникнуться художе- ственным посылом семейной четы. Ирина Александровна проясняет при- верженность своему нетривиальному взгляду на живопись. – Я получила замечательное образова- ние – Художественный институт имени Сурикова, где старательно овладевала классической школой письма. Но после окончания престижного вуза приори- теты стремительно изменились. Бук- вально к 1968 году с идеалами Ренес- санса было покончено. Мне посчастли- вилось попасть в круг художников в Та- русе, перевернувших моё сознание. Меня перестали интересовать подроб- ности предметов, детали. В первуюоче- редь – пространство, недосказанность, подвижность, колорит, освещение. То, что я делаю – моё видение мира, пусть это и покажется кому-то дикими стран- ным. Мои сочетания цветов – моё по- нимание жизни. С чьим-то биением сердца оно совпадает. Зависит от смо- трящего. Художник не обязан видеть, как все. Именно тогда он считается ху- дожником, если способен зреть и слы- шать незаметное для других. Он дол- жен обладать чуткостью. Уметь совер- шать отбор – из ста предметов выде- лять, предположим, три, которые главенствуют, как идея, как филосо- фия. В отсечении несущественного, возможно, и проявляется высший смысл. Для моего мужа, который тоже отлично образован, хорошо сделанная из бронзы голова – неинтересна, она конечна. А вот ржавая лопата в каче- стве элемента пейзажа – безгранична. Стремление к видимому «упрощению» не самоценно. Скорее, это взгляд вглубь. В Иордании есть музей древне- го искусства. Я видела там скульптуры, которым семьдесят веков. Все вещи в камне, все – небольшие. Какая же в них энергия, смысл! Но что меня потрясло: у Комелина мне вспомнилась весьма похожая на одну из скульптур работа. Память рода? Толя ведь никогда поня- тия не имел о тех ископаемых предме- тах! Раз образ выдержал такое испыта- ние временем и сохранился где-то на подкорке, значит, это действительно чего-то стоит! Вообще, изобразительное искусство элитарно в какой-то степени. Так же, как и хорошая музыка. Необходимо быть соответствующим образом вос- питанным, знать историю искусства. Опять же, всегда существовала некая градация. Например, был дворянский стиль, был купеческий. И параллельно с ним – народная традиция. Когда обычный деревенский мужик с помо- щью топора мастерил прялку или игрушку. То есть, у каждой прослойки была своя культура. Сейчас всё смеша- лось, всё стёрлось. Массы требуют уни- версальной культуры больших стадио- нов на гигантских экранах. Я не имею к этому отношения. Если меня понимает несколько человек – замечательно. Если круг растёт – ещё лучше, меня это радует. «Чтобы никогда не остыла любовь к красоте!» Не успели отзвучать приветствия участникам пленэра, выступавшие ора- торы почти в полном составе переме- стились из Дома Мастера в Липецкий областной выставочный зал, где крас- норечие достигло, наконец, апофеоза. На открытиях выставок один или не- сколько деятелей искусства обычно произносят вступительное слово. Бы- вает по-настоящему интересно послу- шать. Но на сей раз в первый день рабо- ты экспозиции АнатолияЛеонидови- чаЖДАНОВА собравшиеся услышали практически часовуюоду. Да ещё и кон- церт в придачу. Я как завсегдатай меро- приятий культурного толка свидетель- ствую: очевидцем подобного послед- ний раз становился на юбилее Юрия Дмитриевича Гришко год назад. Как И. Старженецкая. «Тюльпаны» А. Комелин. «Насекомое и воробей»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz